Пройдет ли общественное наблюдение фильтр прокуратуры?
18 апреля Мосгордума приняла в первом чтении законопроект мэра Москвы Сергея Собянина, который, в частности, предоставляет Общественной палате Москвы право направлять наблюдателей на выборы. Но быстро среагировавшая городская прокуратура опубликовала заключение, в котором говорится о несоответствии законопроекта федеральному законодательству. Прокуратура считает, что Мосгордума не имеет права вносить подобные изменения до тех пор, пока Госдума не примет соответствующие поправки в федеральное законодательство. С точки зрения проекта общественного наблюдения, данное заключение прокуратуры - опасный прецедент. Ведь если идти по предлагаемому прокуратурой варианту и ждать принятия Госдумой соответствующих изменений в федеральный закон, то, скорее всего, большинство парламентов тех регионов, где будут проходить в этом сентябре выборы, не успеют принять данные поправки на своем уровне - а значит, избирательные участки останутся без общественных наблюдателей. Сложившуюся ситуацию комментируют член Правления РАПК, директор Центра ПРИСП Сергей Румянцев и политический юрист Антон Тимченко.
Член Правления РАПК, директор Центра ПРИСП Сергей Румянцев:
Идея инсталяции института общественного наблюдения на региональном уровне столкнулась, на мой взгляд, с банальной, присущей нашему государству несогласованностью действий центра и регионов. Все это, в свою очередь, является следствием отсутствия стратегии развития избирательного законодательства и соответствующей дорожной карты, в которой были бы прописаны сроки принятия поправок на федеральном, а потом и на региональном уровне.
В итоге - «идея хорошая, но с реализацией проблемы». Налицо - коллизия норм федерального и регионального законодательства. Причем я считаю, что это именно противоречие, а не установление дополнительных гарантий. Другое дело, что противоречие это не несет никаких угроз избирательным правам граждан, - следовательно, прокуратура могла бы и не показывать такое рвение в отстаивании своей позиции. Ибо, повторюсь, сама идея перенесения опыта общественного наблюдения на региональный уровень заслуживает одобрения.
Политический юрист Антон Тимченко:
Данный законопроект следует оценивать не столько в правовых, сколько в политических категориях. Через эту инициативу столичные власти транслируют сразу два сигнала.
Во-первых, это своего рода декларация о чистоте будущих мэрских выборов. Мол, мы настолько уверены в чистоте предстоящей кампании, что сами инициируем возможность независимого общественного наблюдения, не дожидаясь вступления в силу федеральных поправок. Что, в общем-то, довольно убедительно, учитывая высокий уровень независимого наблюдения, который продемонстрировала Москва на президентских выборах.
Во-вторых, можно вести речь об аппаратном "месседже". Мэр подчеркнуто демонстрирует свою осведомленность о федеральном политическом планировании (когда и какие поправки в избирательное законодательство будут приняты и вступят в силу). А если кому-то не нравится отступление от процедурного пуризма, то он "может обратиться в суд".
Что же касается чисто юридических перспектив, то вероятность перехода дискуссии мэрии с прокуратурой в судебную плоскость, да ещё с негативным результатом для столичных властей, - вызывает большие сомнения.