Шаг навстречу, или щедрость Кремля
Президент России Владимир Путин согласился снять санкции с трех украинских предприятий. Об этом он заявил 14 октября в ходе совещания с членами правительства. Ограничения на поставки оборудования и продукции снимут с компании «Брацлав», Барского машиностроительного завода и Рубежанского картонного комбината. Эти предприятия до введения санкций были ориентированы на экспорт в Россию. С предложением откликнуться на просьбу украинских промышленников об открытии доступа на российский рынок выступил премьер-министр Михаил Мишустин.
Глава государства напомнил, что санкционные действия России носили ответный характер, но Москва готова к восстановлению полноформатного взаимодействия с Украиной.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что возможны, как минимум, три варианта объяснения действий Кремля.
С одной стороны, решение об отмене санкций может носить демонстрационный характер. Избирательно отменяя ограничения в отношении конкретных предприятий, Москва дает Киеву понять, что РФ заинтересована к «разрядке» во взаимоотношениях с Украиной, по крайней мере, в области экономического взаимодействия. Дальнейшие действия Кремля в этом случае будут зависеть от ответной реакции украинских властей.
С другой стороны, отмена санкций может быть привязана к реализации задач конкретных групп интересов внутри украинского истеблишмента, имеющих статус партнеров российских властей или выражающих готовность стать ими в ответ на определенные уступки.
Нельзя исключать и того, что действия российских властей направлены на укрепление позиций лично Виктора Медведчука и в целом «Оппозиционной платформы» внутри украинского истеблишмента: способность добиться отмены санкций однозначно поспособствует росту их авторитета. Впрочем, все три указанных мотива могут легко сочетаться между собой.
Реакция Киева зависит, во-первых, от того, каким образом Владимир Зеленский решит компенсировать падение свое рейтинга и снижение популярности партии «Слуга народа» (за счет нормализации отношений с Россией или путем эскалации конфликта с Москвой). Во-вторых, свою позицию должны высказать группы интересов, на поддержку которых опирается действующий президент.
Отмена санкций, помимо прочего, может заметно изменить баланс сил внутри политического и экономического истеблишмента, что выгодно далеко не всем представителям правящей элиты. Об этом нельзя забывать. Кроме того, в рамках политического мифа современной Украины Медведчуку отведена инфернальная роль «кума Путина», в силу чего публичная поддержка его действий чревата для Зеленского утратой поддержки части правого и либерально настроенного электората.
Произошедшее может стать шагом к нормализации экономических отношений двух стран, но лишь потенциально. Чтобы заявить об этом, необходимо дождаться ответа с Банковой улицы. Нужно все же отдавать себе отчет в том, что решение о частичной отмене санкций было принято в ответ на предложение от политических сил, которые на Украине последовательно подавляются в течение последних шести лет.
Ранее опубликовано на: https://svpressa.ru/politic/article/278679/