Точенов: Развитие гражданского общества не сдержать одним законом
10 мая депутатами Госдумы был принят в первом чтении законопроект об общественном наблюдении за выборами всех уровней. Поправки в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" расширяют полномочия федеральной и региональных Общественных палат, позволяя им назначать наблюдателей в избирательные комиссии на выборах регионального и местного уровня. Ранее такие поправки были приняты для президентских выборов – и эксперимент был признан удачным: более 146 тыс. подготовленных общественными палатами наблюдателей способствовали тому, что голосование на президентских выборах проходило максимально открыто и без нарушений, и воспринималось обществом как честное и прозрачное.
Руководитель рабочей группы по мониторингу реализации избирательных прав граждан ОП РФ Александр Точенов рассказал сайту «Выбор народа», что идея об общественном наблюдении обсуждалась не один год:
«Тема общественного контроля на выборах поднималась уже в 1999 году; более того, в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав» записано, что общественные организации могут принимать участие в наблюдении, однако эта норма не действовала, поскольку другими законами не было урегулировано, как именно должно быть организовано это наблюдение. Сейчас решение найдено, и после принятия Госдумой поправок участие общественных организаций будет происходить через общественные палаты, которые выполняют роль оператора.
Причем движение в сторону более активной роли общественных организаций в избирательном процессе было обоюдным, оно шло и со стороны власти, и со стороны гражданского общества; и мы, работая с региональными общественными палатами и муниципальными советами, видим это своими глазами. Гражданское общество, действительно, становится другим, оно движется вперед. Я думаю, что еще несколько лет назад невозможно было представить себе тот гигантский объем работы по организации общественного наблюдения на президентских выборах, которую проделали федеральная и региональные общественные палаты. Всего несколько лет назад такое было невозможно, но общество не стоит на месте, оно развивается, выходит на новый уровень. И этот процесс в дальнейшем будет только усиливаться: реализация такого масштабного проекта, как общественное наблюдение на выборах, может стать отправной точкой для дальнейших активных гражданских действий – главное, не мешать обществу.
И здесь очень важно, какие шаги будет предпринимать власть. Так, сейчас Госдумой в первом чтении принят законопроект об организации общественного наблюдения на всех уровнях выборов. Полностью принять закон до начала избирательной кампании Госдума, скорее всего, не успеет – рассмотрение было назначено слишком поздно. Это закон общего ведения, его должны рассматривать и согласовывать региональные парламенты, а это длительная процедура. Аналогичные поправки были внесены в закон о выборах депутатов Государственной думы, и как раз этот закон депутаты могут успеть принять до начала избирательной кампании – а в этом году, между прочим, довыборы в нижнюю палату парламента пройдут как минимум по четырем освободившимся округам. И тогда в наблюдении на этих довыборах сможет участвовать федеральная Общественная палата; осуществлять наблюдение на остальных выборах, скорее всего, будут только региональные общественные палаты тех регионов, которые успеют принять поправки в региональное законодательство. Но очень важно за этими юридическими тонкостями не потерять гражданскую активность, которую проявили наши наблюдатели; ее нужно всячески поддерживать – и распространять на разные сферы жизни. Никаким законом нельзя задержать развитие гражданского общества – иначе рано или поздно может быть взрыв».
Александр Точенов затронул также вопрос мотивации: в отличие от тех наблюдателей, кто присутствует на избирательных участках от кандидатов и партий, общественные наблюдатели являются волонтерами и вознаграждения не получают. Смогут ли палаты набирать достаточное количество желающих наблюдать на местных выборах, и является ли принципиальным волонтерский принцип?
«Мотивация у наших наблюдателей одна – моральная. Граждане получили возможность проконтролировать процесс выборов, и в результате добровольцы, которые пришли на избирательные участки наблюдать, составили самое большое волонтерское движение.
Напомню, что общественные палаты в данном случае являются только операторами, и набирают добровольцев через общественные организации; если эти общественные организации имеют возможность оказывать какую-либо помощь своим волонтерам – это их право, мы не можем этому препятствовать. Наша позиция состоит в том, что общественные палаты дают возможность гражданину проконтролировать исполнение его гражданских конституционных прав и свобод на избирательном участке, поэтому наши наблюдатели – именно добровольцы, которые хотят этой возможностью воспользоваться. Понятно, что на конкурентных выборах вполне вероятны попытки подкупить наблюдателей, это часто используется разными политтехнологами; но мы надеемся, что наши люди идут на избирательные участки не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы обеспечивать чистоту и прозрачность выборов.
И последнее. Естественное развитие любой гражданской инициативы носит временный характер, оно неравномерно, живет всплесками. На президентских выборах мы были свидетелями большого порыва; дальше этот порыв будет затухать, и на следующих выборах, наверное, у нас будет меньшее количество наблюдателей, - но они будут. И региональные палаты, и граждане настроены и дальше продолжать этот проект, задор еще не пропал – и его нужно постараться не растерять. Ведь, по большому счету, речь идет не только об этом конкретном проекте: взросление, развитие гражданского общества не ограничивается только активностью на избирательных участках, а распространяется на все сферы общественной жизни.
Об этой активизации общества и о необходимости диалога между властью и гражданами неоднократно говорил в своих выступлениях президент. Прозвучало это и в инаугурационной речи Путина: «Именно в гармоничном единстве свободного гражданина, ответственного гражданского общества и сильного, дееспособного, демократического государства вижу прочную основу для развития России.»
Представители власти, как законодательной, так и исполнительной, всех уровней должны руководствоваться этими словами президента: активный гражданин, крепкое гражданское общество – это основа для развития России. Вот именно с этих позиций власть должна относиться к общественным инициативам, в том числе, к инициативе по общественному наблюдению, которая сейчас Госдумой фактически затормозилась – вопреки желанию граждан и общественных организаций принимать активное участие в наблюдении на выборах. Кстати, не все регионы, где в сентябре будут выборы, принимают законы об общественном наблюдении, - многие ждут федерального закона; соответственно, в этих субъектах Общественные палаты регионов не смогут организовать наблюдение.
Власти пора понять, что только зрелое гражданское общество может ответить на вызовы современности, поэтому нужно всячески поддерживать его развитие, не игнорировать его потребности, в том числе – стремление сделать выборы честными и прозрачными».
Оригинал материала смотрите на http://2018.vybor-naroda.org/vn_exclusive/112538-aleksandr-tochenov-nikakim-zakonom-nelzya-zaderzhat-razvitie-grazhdanskogo-obschestva.html