Состоится ли «кишинёвский майдан», и кто его готовит?
До выборов в Молдавии остается менее 10 дней. В предвыборной гонке за кресло молдавского президента — два основных кандидата: действующий глава государства Игорь Додон и лидер партии «Действие и солидарность» Майя Санду. С ними уже провели консультации в Госдепе США. Большинство экспертов склонны говорить о втором туре и не исключают «силового» сценария по типу «майдана».
Президент Фонда защиты национальных ценностей, первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич считает, что репетиция протестных выступлений состоялась еще летом.
У меня очень грустная картина вырисовывается. Официально Госдеп США сообщает, что состоялись телефонные разговоры, заместитель госсекретаря по политическим вопросам Дэвид Хейл поговорил и с Игорем Додоном, и с Майей Санду, поставил им задачи.
После провала «майдана» в Белоруссии задача ослабить контроль Москвы в Молдавии, подготовить силовой сценарий на случай победы Додона. Хотя, на самом деле, он для России, как говорится, «на безрыбье и рак рыба».
Майя Санду и ее присные стали готовить «майданный бэкграунд» еще с лета. Лейтмотив – «мы не будем согласны с результатами выборов, если в них победит Додон». Другие варианты, читай, другие кандидаты на победу, кроме Додона и Санду, не рассматриваются, о чем говорят и опросы общественного мнения. Ими, к слову, вертят, как хотят. Есть данные Ассоциации социологов и демографов Молдавии, согласно которым у Додона 41-42 процента голосов прогнозируется, у Санду – 25. А есть некая контора, которая называется «Вотум.МД», они рисуют сразу 40 процентов Санду, а на второе ставят Ренато Усатого - 27 процентов, Додону дают – 20. И, конечно, когда такие заряженные соцопросы появляются, это ведет именно к дестабилизации. Если, предположим, Додон оказывается на первом месте по итогам первого тура, значит можно будет сказать: «Да вы смотрите, мы по цифрам видели, что он вообще не проходил!»
Репетицией «майдана» были летние демонстрации участников братоубийственной войны на Днестре, которых открыто поддержали Ренато Усатый, либерал-демократы и Андрей Нэстасе.
Братоубийцы могут послужить одной из составляющих движущей силы протестов – в качестве провокаторов в отношении полиции. Не исключен завоз боевиков из Румынии, из числа проплаченных сторонников ликвидации молдавской государственности. Студентов столичных вузов их преподаватели также могут вывести на демонстрации.
Майдан, скорее всего, будет проходить так:
1. Мирные пикеты зданий правительства, ЦИК, парламента, резиденции президента в Кишиневе и резиденции президента в Кондрице. Слоган: «Додон и Плахотнюк – суть одна и та же мафия».
2. Палаточные городки.
3. Ложные сообщения о бомбах везде – вплоть до здания посольства России.
4. Пробные провокации полицейских кордонов, допуск задержаний особо буйных и представление их, как жертв режима.
5. Попытки штурма зданий резиденции президента в Кишиневе и парламента.
Игорь Додон и Майя Санду соперничали и в прошлый раз, четыре года назад. Тогда в первом туре было, с учетом округления, 48 на 39, а во втором - 52 процента против 48. В этот раз, на мой взгляд, все сложнее, поскольку я не вижу активного участия России. Никакой российской позиции не заявлено. Причем планируется наблюдать за выборами из бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. Это хорошо, а кто же от нас будет наблюдать? Я, например, подавал заявку, чтобы стать наблюдателем миссии СНГ, но знаю, что меня забраковали в Молдавии. Причем, как это ни странно, по линии посольства России. Потому, что я, дескать, очень яркий, шумный, много выступаю. Если это проявление деликатности, то пока мы делаем вот такие реверансы, у нас под носом разворачивают дугу нестабильности.