От перемены слов смысл не меняется?
Рабочая группа «Земского съезда» (форум муниципальных депутатов) разработала поправки к законопроекту об организации публичной власти, который заменит действующий закон о системе органов госвласти в регионах. В частности, предложено заменить или изъять формулировки, которые «создают условия для прямого вмешательства органов госвласти в вопросы местного значения». Например, в законопроекте говорится, что «органы госвласти субъекта РФ участвуют в решении задач МСУ», «земцы» же предлагают заменить «участвуют» на «содействуют». Один из авторов законопроекта Павел Крашенинников, комментируя предлагаемые поправки, заявил что «юридический язык действительно особый и иногда похожие слова несут в себе разный смысл», однако в данном случае большого расхождения при замене слов он не видит.
По мнению политолога, руководителя аналитического центра «Акценты», эксперта Центра ПРИСП Антона Чаблина, закон должен минимизировать возможность государственной власти вмешиваться в деятельность местного самоуправления.
Опасения муниципальных депутатов и глав вполне оправданны, на мой взгляд. А вот объяснения Павла Крашенинникова относительного того, что «похожие слова просто несут разный смысл», некорректны. На самом деле, spiritus legis и связан с размыванием границы между государственной властью и местным самоуправлением. Укрепить эту, ставшую зыбкой границу, и предлагают делегаты «Земского съезда». Причем не просто единичными юридическими формулировками, на что упирает Крашенинников, а полноценной переделкой законопроекта. Необходимо минимизировать возможности государственной власти вмешиваться в деятельность местного самоуправления, одновременно расширяя его полномочия (с финансовыми возможностями, разумеется). Напомню, что именно это было главной интенцией всех первоначальных редакций 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятого в 2003 году.
К сожалению, ряд ценных положений этого закона были утрачены. Например, некоторые российские регионы отказались от двухуровневой системы организации местного самоуправления в районах - что в корне неверно, как мне кажется. Не говоря уже о поэтапной отмене института выборности глав на муниципальном уровне. Я думаю, именно эти положения из первых редакций 131-го закона и стоило бы закрепить в законопроекте Клишаса-Крашенинникова. А вовсе не наоборот.