Когда ксенофобия сходится с чадолюбием
Глава Чечни Рамзан Кадыров осудил главреда Russia Today Маргариту Симоньян, которая заявила, что поведение кавказцев — «позорище» после того, как в микрорайне Новые Ватутинки 4 ноября четыре молодых человека напали на гулящего с ребенком мужчину. Как установило следствие, нападавшими были уроженцы Азербайджана.
Главный редактор телеканала Russia Today подвергла критике молодых людей. По ее словам, кавказцы «рано или поздно "допрыгаются"»: в России введут строгий контроль за регистрацией и пропиской и «лиц кавказской национальности» снова начнут проверять на каждой станции метро.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин предупреждает об опасности, которую влечет отсутствии деконструкции этнических стереотипов со стороны государства.
История с нападением на мужчину с ребенком в Новых Ватутинках, безусловно, оказалась лакмусовой бумажкой для российского общества. Ведь в данной ситуации сошлись сразу несколько трендов, характерных для массового сознания россиян, — это и бытовая ксенофобия, и чадолюбие.
В целом же я скорее согласен с Рамзаном Кадыровым в том, что для массового россиянина характерны многие негативные этнические стереотипы. Увы, попыток деконструкции этих стереотипов со стороны федеральных властей я не вижу.
Скажем, в ситуации в Новых Ватутинках предпочел отмолчаться глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов. Подозреваю, что большинство россиян вообще не подозревают о существовании такового ведомства, поскольку деятельность его абсолютна незаметна, а чиновники безмолвны. Что они хорошо делают, так это осваивают бюджетные средства - между прочим, содержание ФАДН в этом году российским налогоплательщикам обошлось в 2,5 млрд рублей. Это средства в том числе и на содержание системы мониторинга межнациональных отношений... о которых сами чиновники ФАДН предпочитают публично не говорить. Ну а, значит, инциденты подобные тому, что произошел в Новых Ватутинках, будут снова и снова раздуваться до вселенских масштабов.