Политолог, эксперт Центра ПРИСП
10.11.2021

Закон о региональной власти - дисциплина и контроль

 

Госдума на пленарном заседании во вторник приняла в первом чтении законопроект о региональной власти в России, в том числе, снимающий для губернаторов запрет избираться более чем на два срока подряд.

Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», внесенный сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым, направлен на реализацию положений конституции о единой системе публичной власти и на совершенствование организации публичной власти в регионах.

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев полагает, что потребность в данном законе со стороны элит объясняется просто.

В случае начала в 2024 года политического транзита (и тем более — при отказе Кремля от идеи ротации фигуры на посту главы государства) административная вертикаль должна продемонстрировать максимальную устойчивость и управляемость.

С этой целью и создается единая система публичной власти, придающая законные основы фактическому сращиванию государственного аппарата и системы местного самоуправления. Эта реформа не предполагает какого-либо налаживания «обратной связи». Речь скорее идет об укреплении дисциплины и контроля. Новый закон призван обеспечить консолидацию аппарата управления и свести к минимуму риски возникновения «фронды» внутри него в ответ на появление противоречий между группами истеблишмента.

Губернаторы уже сейчас являются фактическими «наместниками» Кремля в регионах. У главы государства имеется широкий набор инструментов формального и неформального плана, позволяющих смещать губернаторов. Одновременно президент наделен прерогативой назначать врио глав регионов.

Уже само по себе пребывание на этой позиции (в сочетании с поддержкой федерального центра) дает почти стопроцентную гарантию победы на выборах. Де-юре являясь федерацией, де-факто Россия остается унитарным государством. Новый закон не привнесет принципиальных изменений во взаимоотношения губернаторов и федерального центра. Он лишь расширит и закрепит уже имеющиеся у Кремля права, позволяющие контролировать власть на местах.

Роскошь не подчиниться решению федерального центра можно себе позволить лишь в определенных условиях. Например, в распоряжении региональных элит должны находиться обособленные (фактически, а не на бумаге) силовые структуры. Местные элиты также должны быть консолидированы вокруг главы региона и испытывать к нему большую лояльность, нежели к Москве.

В случае Татарстана, который отказался поддержать законопроект, мы не наблюдаем полного набора необходимых предпосылок для прямого «восстания против Кремля». Но решение «ломать Казань через колено» может вызвать существенный всплеск этнического национализма в республике и обострить конфликты между региональным истеблишментом и элитными группами федерального уровня.

Татарстан не будет открыто сопротивляться, но «ненасильственный протест» со стороны его населения и элит может принять разнообразные скрытые формы. Речь не идет об акциях протеста. А скорее о политическом аналоге «итальянской забастовки».

Материал полностью на: https://svpressa.ru/politic/article/315607/

 

gosduma

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Закон о региональной власти - дисциплина и контроль
banner-cik-min Закон о региональной власти - дисциплина и контроль
banner-rfsv-min Закон о региональной власти - дисциплина и контроль
expert-min-2 Закон о региональной власти - дисциплина и контроль
partners 6
eac_NW-min Закон о региональной власти - дисциплина и контроль
insomar-min-3 Закон о региональной власти - дисциплина и контроль
indexlc-logo-min Закон о региональной власти - дисциплина и контроль
rapc-banner Закон о региональной власти - дисциплина и контроль