Что сулит «Росатому» продажа урановой «дочки»
«Росатом» договорился о продаже своей американской урановой «дочки». Американские активы достались «Росатому» в рамках покупки компании Uranium One, главный актив которой — месторождения в Казахстане. В 2009–2010 годах «Росатом» в обмен на казахские активы и денежные средства получил 51% акций U1, владевшей портфелем международных активов в Казахстане, Соединенных Штатах Америки, Танзании и Намибии, а в 2013 году консолидировал 100% за около $1 млрд. Uranium One Americas — крупный производитель урана для американской атомной энергетики. После того как он перешел под контроль структур «Росатома», в США разгорелся громкий скандал. Госсекретаря Хиллари Клинтон и ее мужа, экс-президента Билла Клинтона, обвиняли в получении денег от российских компаний и помощи «Росатому» в получении контроля над этим стратегическим активом. В 2017 году Дональд Трамп, на тот момент действующий президент США, заявил, что то, как прошла продажа Uranium One Americas России, является «Уотергейтом нового времени».
Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о конкурентах и перспективах урановой отрасли.
«Росатом» продает свои активы в США корпорации Uranium Energy Corp (UEC). Все акции американской дочки «Росатома» - Uranium One Americas будут проданы UEC за 112 млн долл. Активы Uranium One Americas включают семь урановых проектов в бассейне реки Пауэр-Ривер и пять — в бассейне Большого водораздела.
И хотя представители UEC и заявляют, что это уникальная сделка по приобретению прекрасных активов (сыплют цифрами плановой добычи и размерами запасов), что продает «Росатом» в реальности не очень понятно. Если верить официальной статистике в последние два года в США перестали добывать уран, а стране осталось всего три обогатительных фабрики (все находятся в Вайоминге). Судя по официальной статистике – если эти фабрики и работают, то точно не на добычу урана для гражданских нужд.
Так или иначе, для «Росатома» — это прекрасная сделка. В США больше не добывают уран, а корпорация продлила контракт на поставку топлива в страну до 2040 года. Отечественных конкурентов на крупнейшем рынке сбыта (пока) нет.