Президент делится популярностью с руководителями регионов
Госдума на пленарном заседании во вторник приняла в первом чтении законопроект о региональной власти в России, в том числе, снимающий для губернаторов запрет избираться более чем на два срока подряд.
Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», внесенный сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым, направлен на реализацию положений конституции о единой системе публичной власти и на совершенствование организации публичной власти в регионах.
Политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский считает, что закон об организации власти наполняет вертикаль содержанием.
Законопроект о новых принципах организации региональной власти в России – это продолжение работы по реализации положений Конституции, одобренных большинством граждан в 2020 году. Его разработчиками выступили архитекторы поправок – сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников.
Кроме того, запрос на укрепление вертикали власти и большей ответственности региональных чиновников явно прозвучал от избирателей в ходе завершившейся кампании по выборам депутатов Госдумы нового созыва. Если что-то идет не так, граждане не хотят разбираться, какой уровень власти не реализует свои полномочия.
Люди заявляют о проблемах тем представителям власти, до которых могут дотянуться в данный момент, или просто пишут о них в соцсетях в надежде, что сообщение попадет в мониторинг центра управления регионом. И единственной приемлемой для общества реакцией на такие сообщения является быстрое и эффективное решение проблемы.
Еще один элемент вертикализации уже утвержден президентом – это Основы государственной политики в сфере стратегического планирования. Вопрос, какой стратегический документ главнее, перед чиновниками более стоять не должен, все они теперь должны быть согласованы. Так вертикаль власти наполняется содержанием.
Сейчас законопроекту о региональной власти в РФ предстоит пройти крайне важный этап – обсуждение в парламентах регионов. Точки возможного напряжения уже понятны: это богатые национальные республики, такие как Татарстан, где призраки сепаратизма, видимо, все еще популярны у некоторой части местной элиты. Это проявилось в публичной дискуссии о наименовании главы региона, но это только вершина айсберга.
Кроме того, важно обратить особое внимание на поправки, приходящие из сложносоставных субъектов Федерации. Например, на Крайнем Севере малонаселенные, но богатые территории годами вынуждены были заключать соглашения о перераспределении бюджетных средств и об исполнении отдельных полномочий, закрепленных за властями регионов верхнего уровня. В некоторых из них напряженные взаимоотношения между «матрешками» не только касались управленческих команд, но и выливались в настоящую ненависть между жителями связанных между собой территорий. Вспомним результаты голосования по поправкам к Конституции в Ненецком автономном округе после очередных инициатив об объединении с Архангельской областью под общим руководством.
Теперь в автономных округах ожидают, что полномочия будут закреплены за администрациями «автоматически» – без необходимости вести постоянные переговоры и заключать соглашения с более крупной «матрешкой». Но как быть с перераспределением бюджетных средств? Правила этой игры тоже необходимо зафиксировать раз и навсегда.
Важно, что в рамках укрепляемой вертикали президент России делится своей популярностью с руководителями регионов. Появляется целый спектр инструментов оценки работы руководителей регионов: объявление официального предупреждения, выговора или отрешение от должности в связи с утратой доверия. И это также означает ответственность высшего руководства страны за то, что делает каждый из глав регионов. Ведь они принимают те или иные решения, будучи наделенными доверием президента.
Ранее опубликовано на: http://regcomment.ru/analytics/zakon-ob-organizatsii-vlasti-daet-novye-instrumenty-kontrolya-i-otsenki-gubernatorov/