Венчур на госсредства – риск не оправдался
Мосбиржа приостановила торги по ценным бумагам «Роснано». С вечера пятницы сняты с торгов сразу девять выпусков облигаций компании, размещенных в период с 2014 по 2020 годы. Общий объем - около 70 миллиардов рублей. Также в пятницу «Роснано» провела совещание с крупными держателями своих облигаций по вопросу реструктуризации долга.
До сих пор российские госкомпании ни разу не объявляли дефолт по своим обязательствам, вера инвесторов в господдержку «Роснано» заставляет экспертов считать такой вариант развития событий маловероятным.
Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников считает, что «Роснано» шло к дефолту с момента своего создания.
«Роснано» шло к дефолту с момента своего создания. Оставим за скобками, была ли коррупционная составляющая в деятельности компании: следователи разберутся. После дефолта (случится он или нет) в любом случае кто-то должен будет ответить за утрату госсредств. Да и «Роснано» - это не первый пример обанкротившегося института развития в стране. Относительно недавно на грани банкротства был ВЭБ.
Модель холдинга «Роснано» порочна. Компания создавалась как венчурный фонд на государственные деньги. Венчур – крайне рискованное занятие, возвратность здесь, во-первых, не гарантирована, во-вторых, нет четких сроков возврата вложений. Потерять деньги легко, а выстреливает в лучшем случае 1 из 10-ти стартапов. Госфинансы подразумевают другую крайность – потерять деньги нельзя, должен быть четкий график обслуживания долга, при минимальной доходности.
Такая модель должна была привести к кассовому разрыву, да и вложения «Роснано» не отличаются успешностью. Накопленный убыток по портфелю - 49 млрд рублей.