Кто сменит вашингтонских старцев?
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов назвал обвал рейтинга президента США Джо Байдена ожидаемым, однако достижение столь низкого уровня нельзя было ранее даже спрогнозировать и, по мнению эксперта, Байден теперь становится явным аутсайдером на фоне своих предшественников.
Падение рейтинга Байдена, с одной стороны, ожидаемый процесс, поскольку практически у каждого американского президента, за редким исключением, спустя полтора-два года после прихода к власти, наблюдается некоторое снижение рейтингов. А здесь мы видим просто головокружительное падение, и Байден обновляет «рекорды». Такого падения рейтинга, столь минимальных показателей, не было уже давно у американских президентов. Это свидетельствует о недовольстве американского общества годичным пребыванием Байдена у власти.
Байден вошел в число президентов-разочарований. Наряду со своим предшественником, президентом Джимми Картером и рядом других. Байдена можно приписать в президенты-аутсайдеры. Здесь оказывает влияние целый ряд причин, и их можно свести в единое целое: это разочарование, связанное с невыполнением обещаний и разочарование в тех ожиданиях, которые испытывал электорат Байдена в ходе избирательной кампании. Байден много чего хорошего обещал во внутренней и внешней политике, в экономике, в социальной сфере, но пока ни одно из его обещаний не выполнено. А, пожалуй, самое яркое впечатление от президента – это постыдное бегство из Афганистана, побросав все и всех, и падение с трапа самолета.
В обществе существует большой запрос на перемены, на выход из той сложной ситуации, в которой американское общество оказалось в результате пандемии коронавируса, и ее экономических и социальных последствий, а также в результате миграционных процессов. Однако Байден не только не решает эти проблемы, но даже их стимулирует. Существующий в обществе ценностный раскол не только не преодолен, а все больше разрастается. На месте Байдена, скорее всего, должен быть совсем другой, очень энергичный человек с активной командой, понимающей, что необходимо сделать и имеющей политическую волю это делать. Это не про Байдена. Во всяком случае, пока ничего подобного мы не видим.
Что касается заявления Байдена о втором президентском сроке, то его нужно рассматривать скорее как политтехнологию, как желание продемонстрировать уверенную поступь, стройность рядов, мобилизовать собственный электорат в преддверии следующих промежуточных выборов 2022 года. Уже сейчас американским демократам впору браться за голову и пытаться понять, каким же образом они сохранят контроль за конгрессом и над другими важными позициями в 2022 году. Поскольку достаточно высока вероятность того, что они могут проиграть промежуточные выборы, и это будет очень серьезной проблемой.
Достаточно сказать, что год назад в Америке было распространено мнение о том, что республиканская партия скоро перестанет существовать в том виде, в каком она есть, и ее ожидает неминуемый крах. Сейчас мы видим, что позиции поменялись, и демократам уже впору думать о том, как же спастись в той ситуации, которая сейчас существует.
Что касается вопроса возраста Байдена, это проблема не одного человека, это проблема системная. В бой идут одни старики – это про Америку нынешнюю, поскольку фактически налицо такая системная геронтократия, власть старцев. Джо Байден, Дональд Трамп, Берни Сандерс (один из конкурентов Байдена на праймериз), Майкл Блумберг, который также пытался составить конкуренцию Байдену и Трампу – все это глубокие старцы. Это люди из прошлого века по своим ценностям и жизненным процессам.
Общество, в котором у власти находятся старики, поднимает вопросы, которые необходимо решать. Происходит то, что в спорте называют «короткой скамейкой». Нет лидеров, нет потенциально сильных политиков, которые готовы и могут прийти на смену Джо Байдену и Берни Сандерсу. Например, та же Камала Харрис – явно не из этого числа.
Почему нет этих лидеров хорошего политического возраста, 40-50-летних, а не 80-летних? Это, собственно, вопрос к американской демократии, о том, как американская демократия дошла до жизни такой, что приходится держаться за весьма почтенного дедушку, который вел переговоры с Брежневым. Можно только посочувствовать и понять, что существуют серьезные системные проблемы, которые касаются разных сторон жизни американского общества. В данном случае – проблемы рекрутирования политических элит и проблемы доверия в американском обществе тем или иным политикам. Это серьезный вопрос, который в ближайшие годы и десятилетия необходимо будет решать американским партиям.