Волнения в Казахстане осложняются клановыми войнами
Передовые подразделения контингента Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) уже приступили к выполнению задач в Казахстане. О введении войск ранее попросил президент республики Касым-Жомарт Токаев. Он расценил ситуацию в стране как «вторжение бандформирований, подготовленных из-за рубежа».
Коллективные миротворческие силы направлены на ограниченный период. Помимо российских военных туда войдут представители ВС еще четырех стран — Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
Активное участие войск ОДКБ в подавлении акций протеста в Казахстане может обострить ситуацию, полагает политтехнолог Сергей Любин.
Сейчас звучат разные оценки происходящего в Казахстане. Понятно, что провластные каналы говорят о том, что это заранее подготовленный госпереворот. И в принципе, это очень похоже на правду. Но есть и другая точка зрения, которую высказывают оппозиционеры, события в Казахстане – это результат стихийных волнений.
На мой взгляд, стихийность народных волнений, конечно, преувеличена. Изначально попытка захвата власти или, по крайней мере ее свержения, была подготовлена.
Поскольку с захватом власти будет намного сложнее, хотя бы отталкиваясь от разделения Казахстана на жузы и кланы. По сути, уход Назарбаева с поста президента, а сейчас уже и с должности председателя Совета безопасности, развязывает руки в борьбе за власть как раз между кланами и жузами.
Исторически в Казахстане существует три жуза – старший(южный), средний(северный) и младший(западный). И многие казахи идентифицируют себя не по национальной принадлежности, а по жузу. Не случайно первые волнения начались на западе страны – это младший жуз, который на протяжении последних 20 лет был в значительно меньшей степени, чем остальные два жуза, представлен во власти. И эти противоречия сейчас могут заметно обостриться. На самом деле, на них всегда обращали внимание, даже в советское время, но недооценивали.
Именно это, особенно при введении войск ОДКБ, может изрядно усложнить ситуацию. Само введение войск для охраны стратегических объектов, как это было заявлено, проблемы не представляет. Но если каким-то образом войска ОДКБ будут применяться при подавлении мятежа и пресечении мародерства на улицах, то вполне может произойти объединение значительной части казахов на почве неприятия войск ОДКБ, которые, естественно, ассоциируются с Россией. И это в первую очередь скажется на русскоязычном населении. В Казахстане сейчас более 18% русскоязычных граждан.
Сами жители Алма-Аты в личном общении говорят, что глядя на толпы протестующих, обращаешь внимание на то, что подавляющее большинство митингующих – это не алмаатинцы, а люди, привезенные из аграрных регионов. Возможно, именно поэтому первым делом власти ограничили въезд в Алма-Ату и отключили интернет, чтобы усложнить координацию протеста. Что, правда, мало помогает.
Без сомнения, официальным властям Казахстана хочется усидеть на двух стульях. Сохранить хорошие отношения с Западом и не потерять рычаги управления. Естественно, все это происходит с оглядкой на Россию. Именно поэтому первые пару дней полиция четко получала задание - не применять крайних мер. Но после введения ЧП вполне логичен переход к жестким мерам в отношении протестующих и мародеров.