Порошенко по максимуму отыгрывает ошибки власти
Госбюро расследований Украины заявило, что не удовлетворено мерой пресечения экс-президенту страны Петру Порошенко в виде личного обязательства, и обещало ее обжаловать. Ранее Печерский районный суд Киева избрал Порошенко меру пресечения в виде обязательства являться в суд и в правоохранительные органы по делу о государственной измене. Экс-президент является фигурантом уголовного дела о поставках донбасского угля в 2014-2015 годах. Дело возбуждено по статьям «Финансирование терроризма», «Государственная измена» и «Создание террористической организации» Уголовного кодекса Украины. Порошенко грозит до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без нее.
Обвинения, конечно, кажутся очень серьезными. Но если вчитаться в обвинительное заключение, вся серьезность куда-то испаряется, комментирует ситуацию Координатор экспертной группы «Европейский диалог» в Украине, эксперт Центра ПРИСП Георгий Чижов.
Когда обвинители пишут, что Порошенко вошел в преступную группу с Медведчуком с целью создания и финансирования террористических организаций, подрыва территориальной целостности и независимости Украины, создается ощущение, что это все про какого-то другого человека.
Конкретно Порошенко обвиняют в том, что на заседании Совета Безопасности он высказал сомнения насчет качества южноафриканского угля, закупленного по высокой цене. Что привело к следственным действиям в отношении тех, кто отвечал за закупку этого угля. А также к тому, что поставщик в одностороннем порядке отказался его дальше поставлять. После чего уголь стали покупать, в том числе, у непризнанных ЛНР И ДНР. А по факту, уголь стали покупать на территории Украины, тем более что два угледобывающих предприятия перерегистрировались в Киеве, работали в украинском правовом поле и платили налоги.
Удивительно, но все события, упоминаемые в этом обвинительном заключении, приводили к каким-то скандалам. Когда привезли уголь из ЮАР – был скандал. Кто-то говорил, что он хорошо горит, но слишком дорогой, а кто-то говорил – что и горит плохо. Когда перерегистрировали предприятия, кто-то этому публично радовался, а кто-то спрашивал: а зачем мы сепаратистов финансируем? Когда сепаратисты эти предприятия, в конце концов, «национализировали», снова было много шуму…
Сама формулировка о том, что Порошенко, оказывается, использовал свои административные возможности на президентском посту для помощи террористическим организациям, звучит просто бредово. Совершенно очевидно, что все перечисленные решения имели политический характер. Не случайно суд достаточно тяжело выносил вердикт. Во время первого заседания 17 января судья даже «скорую» вызывал, но решения тогда так и не принял.
Можно вспомнить, что когда Владимир Зеленский пришел к власти, то не скрывал, что собирается посадить Порошенко. Против бывшего президента было возбуждено более полутора десятков уголовных дел. По самым странным поводам. И все они на сегодняшний день закрыты. Более того, есть неофициальные свидетельства, что первый генеральный прокурор при Зеленском Руслан Рябошапка был уволен во многом за то, что отказался сажать Порошенко. Нынешний генпрокурор Ирина Венедиктова, когда надо было подписывать Петру Порошенко подозрение, взяла отпуск на один день. И документ подписывал ее заместитель.
Похоже, все понимают абсурдность ситуации. Да, украинские СМИ проводят аналогии с делом Юлии Тимошенко при Януковиче. Тем более, дело Порошенко рассматривает тот же Печерский районный суд Киева. Но тогда было ощущение, что Тимошенко все-таки посадят. И ее действительно посадили. Сейчас же мало кто верит, что суд над Порошенко может закончиться аналогичным образом. А он, конечно, отыгрывает ошибки власти по максимуму. Последний по времени общеукраинский социологический опрос, вышедший в самом конце декабря, показал, что если бы выборы президента состоялись сейчас, то Порошенко во втором туре набрал бы даже чуть больше Зеленского. Это разница, конечно, в пределах статистической погрешности, но с учетом трехкратного преимущества Зеленского над Порошенко в 2019 году, это действительно впечатляет.