Дело Янгулбаевых
Дело семьи Янгулбаевых превратилось в один из самым громких инфоповодов федеральной повестки за последние месяцы. Однако его освещение во многом остается однобоким. В частности, мало кто освещает взгляды братьев Янгулбаевых и их сторонников. Восполнить этот пробел решил политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.
Я предлагаю представить, что может произойти с Чечней и Россией в случае гипотетической победы оппозиционеров. Перенесемся мысленно в «прекрасную Ичкерию будущего».
Будет ли независимая Чечня Янгулбаевых демократическим светским государством?
Очевидно, что нет. Если мы рассмотрим весь список претензий авторов канала «1ADAT» (сайт одноименного движения заблокирован Роскомнадзором по решению Заводского райсуда Грозного, власти Чечни признают его экстремистским) к Рамзану Кадырову, то увидим, что главу Чечни обвиняют в «многобожестве» и поддержке (далее следует цитата) «секты "традиционных мусульман", узаконивших ширк и проповедующих помощь врагам Аллаха в борьбе с мусульманами».
Ношение одежды с символикой клуба «Ахмад» также осуждается именно с религиозных позиций. В вину Кадырову ставят то, что он «вовлекает молодежь» в светские формы досуга и развлечений. Авторы «1ADAT» регулярно обращаются к теме борьбы чеченских властей с внешними формами проявления радикального религиозного фундаментализма. Например, длинными черными хиджабами, традиция ношения которых отсутствовала среди мусульман Кавказа и была привнесена недавно из стран Персидского залива вместе с некоторыми «передовыми» идеями. В целом Рамзана Кадырова и его окружение обвиняют в том, что они якобы намерены «отвратить чеченцев от религии».
В каких выражениях сторонники Янгулбаевых описывают мусульманское духовенство республики? Приведу прямую цитату. «Почти во всех мечетях нашего оккупированного государства поставлены кадыровские бутылочные имамы, призывающие к ширку, подчинению врагам Аллаха и наводящие бухтан на мусульман».
Еще более показательна оценка спикерами «1ADAT» политического пути Ахмада Кадырова. Аудиторию пытаются убедить в том, что в ходе первой войны в Чечне Кадыров-старший не только призывал население бороться с федеральными войсками и надеялся построить «независимое исламское государство», но и якобы называл христиан «собаками Аллаха». И из контекста следует, что приписываемое Ахмаду Кадырову поведения до перехода на сторону федерального правительства было правильным.
Превратиться ли «прекрасная Ичкерия будущего» в очаг новой чеченской войны?
Во-первых, вполне очевидно, что в случае прихода к власти в республике сторонников янгулбаевых кадыровцев вряд ли амнистируют. Редакция канала «1ADAT» как-то опубликовало письмо подписчика со следующими словами (орфография и пунктуация первоисточника сохранены): «Мы все ждём подходящего момента иншааАллах скоро, совсем скоро нашими руками Аллах накажет этих беззаконников». И вряд ли сторонники Рамзана Кадырова будут покорно ждать смерти или начнут массово бежать со своей земли.
Во-вторых, маловероятно, что сторонники «1ADAT» планируют избавиться от «российской оккупации» посредством методов «ненасильственной борьбы». И Янгулбаевы последовательно нагнетают среди своей аудитории вполне определенное восприятие России и ее совместного с Чечней прошлого.
Авторы «1ADAT» настаивают на том, что Россия должна не только предоставить Чечне независимость, но также выплатить компенсации и ежегодно приносить публичные извинения народу республики. При этом возместить нужно будет и «ущерб», якобы нанесенный республике действующими властями Чечни. Федеральные войска описывают как «пушечное мясо, которое пришло с оружием в руках на чужую землю, а во время первой войны еще и ныло, что у них не было выбора». Российской армии приписывается убийство 300 тысяч мирных жителей Чечни, подрывы школ и больниц. Описание «долгов» России венчает фраза (далее следует прямая цитата первоисточника, автор данной публикации осуждает изложенную в ней позицию): «И после этого вы еще и удивляетесь, что мы считаем того же Басаева героем и оправдываем его, ведь он не сделал и сотой части из того, что сделала ваша армия на нашей земле. Мы не оправдываем эти акции, но мы понимаем тех, кто это сделал, потому что они даже не шли туда убивать людей».
Претензии к России, естественно, не ограничиваются современностью – Кремль обвиняют в длящемся много сотен лет геноциде.
Лидеров террористов вроде Доку Умарова, Салмана Радуева, Шамиля Басаева и Зелимхана Яндарбиева сторонники Янгулбаевых описывают как «лучших представителей народа – благородных, умных, честных и прямых людей, с которыми вы (федеральные власти – Н.П.) могли договориться и жить в мире…». (Автор не согласен с данными оценками и разделяет идею недопустимости оправдания терроризма).
Если резюмировать эти пассажи, то мы предположить следующее: сторонники Янгулбаевых, вероятно, намерены не просто отделиться от России и добиться материальной компенсации, но и воспитывать население «прекрасной Ичкерии будущего» в духе ненависти к РФ и ее населению. При этом, как можно предположить, новый политический режим будет выстроен на основе радикального исламского фундаментализма. В сочетании друг с другом эти ингредиенты, как ни крути, могут дать лишь один результат: в чашу примирения плеснут добрую порцию «коктейля Молотова». Причем это, возможно, будет даже не конфликт Чечни и России: ни условным «кадыровцам», ни приверженцам традиционного ислама приход к власти правозащитников от «1ADAT», вероятно, не сулит ничего хорошего. А в «кадыровцы» новые власти, гипотетически, могут записать любого человека, который хотя бы раз появился на улице в футболке с надписью «Ахмад». Приведенные выше оценки – не более чем наше предположение. Автор не согласен с оценками, выраженными авторами канала «1ADAT», и не разделяет оправдание терроризма.
На этом фоне действия руководства Чечни поневоле обретают совершенно иной вид. Его противники – это не идеалисты, мечтающие построить мирную, демократическую и светскую республику. Речь идет о людях, надеющихся вновь увидеть Ичкерию «под сенью сабель». И поневоле возникает вопрос: почему спецслужбы федерального уровня игнорировали деятельность братьев Янгулбаевых? Понятно, что их внимание отвлекали особо опасные школьники, планирующие взорвать построенную в игре «Майнкрафт» копию здания ФСБ, но все же?