Когда ребенок убивает ребенка…
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев задается вопросом о том, каким образом государство и общество должны реагировать на преступления детей в отношении других детей.
10 февраля 2022 года в одной из школ подмосковного города Мытищи шестиклассник ударил ножом сверстника. Мальчика с раной глубиною в 9 сантиметров отправили в больницу.
Это событие закономерно приковало к себе внимание общественности. После череды резонансных случаев «стрельбы в школах» перед россиянами вновь встали четыре взаимосвязанных вопроса: каким образом государство и общество должны реагировать на преступления детей в отношении других детей? Насколько остра эта проблема? Адекватно ли восприятие ребенка в нашей политике и культуре? Соответствует ли оно интересам самих детей?
Масштабы проблемы
По данным Генпрокуратуры за 2019 год, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений. 8% из них (или около 3200 преступлений) направлены против жизни и здоровья жертвы.
Кто является идеальной жертвой для несовершеннолетнего преступника? Некто, более слабый физически, убежденный в отсутствии возможности сопротивляться, доведенный до состояния «выученной беспомощности». Усвоивший мысль о том, что его положение – это норма в рамках сложившейся системы. То есть другой ребенок.
И в этом плане информация Генпрокуратуры хорошо «бьется» с данными Следственного комитета России. В августе 2021 года его руководство рапортовало о том, что за последние 5 лет количество преступлений в отношении несовершеннолетних выросло на 20%. Каждое пятое преступление против детей относится к категориям тяжких и особо тяжких.
Особенно пугает статистика сексуального насилия над детьми. По данным МВД, в 2014 – 2018 годах число соответствующих преступлений выросло на 42%. При этом количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы, совершенных детьми либо при их участии, только в 2017 – 2019 годах выросло с 425 до 618 (более чем на 45%).
И речь идет только о зарегистрированных преступлениях.
Ни одно из государственных ведомств не ведет подсчет масштабов насилия над детьми со стороны сверстников. С одной стороны, вполне очевидна заинтересованность чиновников всех уровней замести проблему под ковер. С другой стороны, эта миссия действительно почти невыполнимо. Специфика школьной травли заключается в акценте на унижение жертвы. Признание в том, что ты подвергался агрессии и не отреагировал «как должно», равнозначно признанию себя ничтожеством. Достаточно посмотреть комментарии пользователей к любому фильму, сериалу или комиксу, чтобы осознать очевидный факт: для многих людей слабак, не способный дать сдачи обидчикам, заслуживает своей участи. У жертвы нет гарантий, что ей будут сострадать. Но в глазах многих сверстников она автоматически попадет в категорию «неполноценных». Перевестись в другую школу, дожить до выпускного, поступить в вуз в другом городе – вот более реалистичный вариант выживания. А пока нет возможности сбежать – терпеть и прятаться.
Здесь необходимо подчеркнуть: для оказания активного сопротивления обидчикам жертве чаще всего недостает «культуры насилия». Физически слабый человек, для которого чисто психологически сложно ударить другого по лицу, был и остается идеальной жертвой травли.
Навыки, необходимые ему для борьбы с обидчиками, в условиях современной системы воспитания чаще всего атрофируются. Большинству родителей нужен «удобный ребенок», который не будет доставлять им проблем. При этом они убеждены в том, что сами способны уберечь его от любых столкновений с проявлениями насилия. Чрезмерная любовь к ребенку или опасения в духе «станет сильным – будет драться» подталкивают их к отказу от обучения детей любым формам самообороны за пределами формулы «беги и громко зови на помощь».
Ситуацию усугубляет наличие у ребенка своеобразного «культурного обезболивающего»: он может сгладить психологический эффект от травли, с головой погрузившись в книги, игры или киновселенные. Еще одним видом компенсации может быть воспринятая от родителей убежденность в том, что время все расставит по своим местам: благодаря упорной учебе жертва в итоге займет высокое положение в обществе, а ее обидчики станут ассенизаторами.
Детский лик смерти
Среди читателей наверняка найдутся люди, которые заявят: автор преувеличивает, речь идет о банальных школьных обидах, которые потом легко забудутся. Не надо демонизировать детей. Ребенок еще не вполне осознает свои поступки и не может нести за них ответственность. И тем более случаи аномальной жестокости детей по отношению к другому ребенку крайне редки.
Ответом скептикам может быть только обращение к фактам.
В мае 2009 года пятеро десятиклассников из села Сосновоозерск (Бурятия) задушили 15-летнего Майдара Бадмаева.
В августе 2013 года в селе Половинное (Курганская область) двое местных мальчишек (10 и 9 лет) завлекли в заброшенный дом пятилетнего Артема Федосеева и в течение нескольких часов истязали его. В итоге ребенок умер. До этого убийцы Темы были известны как деревенские живодеры. В летнем лагере вожатые изъяли у одного из них несколько ножей и заточек. Но никто не обращал на это внимания. Кого в деревне волнует, что дети рубят лапы кошкам?
В 2017 году обмен любезностями в соцсетях между двумя 13-летними красноярцами закончился «стрелкой» между юными «людьми чести». Когда градус дискуссии достиг предела, один из них выхватил нож, и завершил беседу ударом в грудь оппонента.
В октябре 2019 года в подмосковной Балашихе одноклассник убил 15-летнюю школьницу. Та назвала отца своего убийцы наркоманом (и он действительно им был). Толчок рукой, девушка падает и теряет сознание. После чего ее добивают кирпичом по голове.
В феврале 2020 года в Кандалакше арестовали 15-летнего подростка, едва не убившего 11-летнего школьника. Последнего едва не задушили за то, что он якобы обидел младшего брата своего палача. Жертву спас случай: нападавший решил, что ребенок мертв, и закопал его тело в снегу. В ходе следствия выяснилось, что в 2017 году тот же мстительный подросток столкнул с дамбы 8-летнего мальчика, а затем смотрел, как тот тонет в реке.
11 октября 2021 года в Махачкале 16-летний школьник ударил своего одноклассника ножом в грудь. Ранение стало для него смертельным.
В декабре 2021 года ссора двух семиклассников на уроке биологии в Комсомольске-на-Амуре закончилась смертью одного из них. Одно оскорбление, один удар в висок, один труп.
1 февраля 2022 года под Бахчисараем (Республика Крым) двое школьников 15 и 17 лет затащили знакомую девушку в заброшенную котельную и попытались ее убить при помощи ножа и веревки. К счастью, девушка сумела вырваться и убежать.
11 февраля 2022 года стало известно, что ученик 6-го класса одной из школ Гатчины (Ленинградская область) расстрелял одноклассника из пневматического пистолета.
Холодный расчет
Скептики могут ответить: здесь же идет речь об откровенных социопатах или убийстве в состоянии аффекта! Неужели вы думаете, что дети способны хладнокровно спланировать убийство, например, из соображений корысти?
Последний вопрос является риторическим. Ответ на него нам давно известен: ребенок может хладнокровно спланировать убийство ради получения откровенно ничтожной выгоды.
Летом 2004 года в Москве двое школьников зарезали своего одноклассника - 12-летнего Антона Габова. Причиной для убийства стал новый мобильный телефон жертвы.
В декабре 2004 года в Александрове (Владимирская область) двое подростков – 14 и 16 лет – задушили свою 11-летнюю знакомую и забили металлической трубой ее мать вместе с зашедшей в гости соседкой. Чтобы скрыть следы преступления, «дети» подожгли квартиру. Как выяснилось, изначально у них была одна цель – украсть дорогой мобильник девочки.
В декабре 2016 года в Семибратове (Ярославская область) 12-летнего мальчика задушили веткой от дерева. Нападавший – 16-летний подросток – пошел на убийство ради того, чтобы заполучить телефон жертвы. При этом он заранее спланировал свои действия, чтобы заманить ребенка на пустырь.
В марте 2017 года в Ульяновске девятиклассник решил избавить своего однокашника от дорогого смартфона. В итоге обладатель злосчастного «мобильника» был убит при помощи удавки. При обыске у несовершеннолетнего душегуба нашли тетрадь, в которую он заранее заносил планы по обеспечению алиби. Убийца не только детально продумал свои показания и варианты реакции на вопросы следователя, но и поминутно прописал свое местоположение в день убийства.
22 января 2022 года 14-летняя Аня при помощи своего несовершеннолетнего парня убила мать, отчима и маленькую сестренку-инвалида. Трагедия произошла в селе Юрьевка на окраине Омской области. Убийцы действовали по заранее составленному плану и изначально пытались предстать перед следствием в роли жертв.
В феврале 2017 года следователи раскрыли убийство 12-летнего мальчика в Елецком районе Липецкой области. Как выяснилось, преступление спланировали и организовали двое пятиклассников: один намеренно ввязался в драку с жертвой, а затем второй напал на жертву ножом. После этого убийцы спрятали труп, закопав тело в снегу возле старого здания школы.
Страшнее убийства
Выше мы приводили лишь упоминания об эпизодах убийства с участием детей. Однако, увы, этот перечень дополняют многочисленные эпизоды иных тяжких преступлений.
В мае 2013 года в Братске (Иркутская область) двое четвероклассников «наказали» своего 9-летнего знакомого, изнасиловав его и сняв это на видео.
В сентябре 2016 года жители Свердловской области были шокированы новостями из поселка Бобровский. Четверо шестиклассников в течение полугода насиловали 10-летнего мальчика. Как выяснилось, ребенок якобы сломал колонки стоимостью 5 тысяч рублей (которые реально стоили 300 рублей). В ответ на это «дети» решили «поставить на счетчик» обидчика и насиловали его каждый раз, когда он не отдавал в срок нужную сумму денег. Мальчик был вынужден воровать деньги у мамы и бабушки, так как «дети» начали угрожать изнасиловать его младших брата и сестру. Родители первоначально не поверили словам мальчика об изнасиловании. Единственный человек, который вступился за ребенка – это 14-летний подросток, который избил одного из насильников, едва узнав об издевательствах. После чего родители «жертвы» потребовали возбудить в отношении мстителя уголовное дело. Когда машина правоохранительного аппарата все-таки заработала, выяснились интересные подробности о «банде четырех». Оказалось, что они начали с того, что убивали кошек и собак. Потом неоднократно грабили прохожих. Один из «детей» ходил в школу с ножом и угрожал им одноклассникам. На замечания учителей «ребенок» реагировал специфически, т.е. «бросался на них». Как выяснилось, однажды все четверо парней ворвались в класс прямо во время урока с криками «Где Вован (имя жертвы изменено – Н.П.)? Мы его сейчас насиловать будем!»
14 сентября 2017 года в соцсетях Красноярска появилось видео, на котором шестиклассник запечатлел изнасилование семилетнего мальчика.
В июле 2018 года в Санкт-Петербурге 14-летний подросток изнасиловал 9-летнего мальчика прямо в подъезде жилого дома.
В мае 2021 года в Барнауле группа подростков под предводительством 14-летней девочки избила 11-летнюю школьницу. После этого ее изнасиловали стеклянной бутылкой и сняли это на видео, которое потом распространили в соцсетях и отправили матери жертвы.
В декабре 2021 года в Обнинске (Калужская область) двое 11-летних школьников схватили и удерживали одноклассницу, пока третий ощупывал ее, подробно объясняя, как он намерен ее насиловать.
Зло без границ
Кто-то из читателей может предположить: аномальная жестокость детей и подростков – продукт «неправильной» российской культуры, давно отклонившейся от столбовой дороги цивилизации.
Они, очевидно, не слышали о Амардипе Сада из Индии. В 2006 году этот 8-летний мальчик убил свою 6-летнюю кузину, а затем забил до смерти 8-месячную сестру. Год спустя он похитил и убил полугодовалую дочь соседей.
В 2009 году 15-летняя Алиса Бустаманте (урожденная гражданка США) заставила свою младшую сестру, которую она регулярно запугивала и истязала, пригласить в гости дочку соседей. В итоге 9-летняя девочка была убита. Сначала Алиса пыталась душить жертву, а затем расправилась с нею ножом. Тело соседки девушка закопала в заранее вырытую могилу.
В 2011 году 14-летний житель Ноттингема Дэниэл Бартлам убил спящую мать молотком.
В октябре 2016 г.ода власти Китая приговорили к пожизненному заключению 14-летнего учащегося полицейского колледжа по имени Ху Цян. В 2013 году он нанес при помощи холодного оружия серьезные ранения другому ученику, а позднее зарезал сверстника.
При этом жесткий приговор в отношении преступника был скорее исключением. В июле того же года 13-летний школьник убил троих детей во время ограбления и получил за это лишь 3 года тюрьмы. А в июне суд освободил от реального наказания 13-летнего подростка, который облил женщину бензином и поджег ее.
В мае 2018 года в Ирландии двое 13-летних мальчиков убили свою сверстницу Анну Кригель – сироту из России, удочеренную семейной парой с «зеленого острова».
В июне 2018 года в Германии трое школьников 10-11 лет приняли участие в изнасиловании своего сверстника во время экскурсии в замок Крехлендорф (Бранденбург).
«Ребенок на пьедестале» как угроза для детей
У многих читателей, плохо знакомых с изнанкой нашего общества, перечисленные факты могут вызвать шок. В российской массовой культуре закреплен образ ребенка как воплощения моральной чистоты и невинности. Он не может осознанно совершать зло и потому не несет ответственности даже за серьезные преступления. Ребенок обладает абсолютной ценностью. И именно это, как ни парадоксально, в наши дни превращается в источник угрозы для большинства детей.
Убийцам Артема Федосеева было 10 и 9 лет. Юный убийца из Кандалакши в 12 лет утопил 8-летнего мальчика. Школьникам, зарезавшим Антона Габова, было 12 лет. Над 9-летним школьником из Братска надругались ученики четвертого класса. Мальчика из поселка Бобровский систематически насиловали шестиклассники. В Красноярске первоклассник был изнасилован мальчиком 12 лет. Ни одно из этих деяний не повлекло реального наказания. Виновные даже не были надолго изолированы от общества.
Среднестатистический ребенок в целом более жесток по сравнению со взрослыми. Процесс его социализации еще не завершен. Он не разграничивает свои и чужие психические процессы и потому хуже чувствует боль другого. Он не обладает уровнем эмпатии, необходимым для жизни в обществе. Именно по этой причине некоторые маленькие дети демонстрируют отвращение и страх при виде увечий или в отношении пожилых людей. И этот инфантилизм человек может сохранить в себе даже за чертой перехода во взрослую жизнь. Именно такие люди наиболее опасны для окружающих, напрямую или косвенно.
Ребенок, не способный к полноценному состраданию и осознающий свою безнаказанность, превращается в полноценную угрозу для других детей. И для того, чтобы поставить крест на их жизни, «паршивой овце» не всегда нужно насиловать или убивать жертву. Можно периодически выбрасывать ее вещи в мусорный бак, плюнуть в еду и затем заставить съесть, систематически награждать оплеухами и оскорблениями, заменить имя на унизительное прозвище, постоянно отбирать деньги под угрозой побоев и т.д.
И в данном случае речь идет не о меньшинстве: жертвами школьной травли, по разным оценкам, в России успели побывать от трети до половины учащихся. При этом травля легко может вылиться в реальное преступление, не охваченное в итоге статистикой. Жертва, смирившаяся со своей ролью – это идеальный объект для нападения. Она даже не будет жаловаться, поскольку понимает: ей, скорее всего не помогут, но при этом еще подвергнут осуждению. Единственный порок, которого не прощает наше общество – это слабость.
Описанные проблемы невозможно разрешить, сохраняя верность принципу безнаказанности для малолетних. Необходимо честно признать: идеализируя фигуру ребенка, взрослые подставляют под удар миллионы наиболее близких к этому эталону детей. Они выдают малолетним социопатам карт-бланш на использование любых форм насилия в отношении ребенка, и в то же время не предоставляют какой-либо защиты для жертв. Представление о том, что малолетний ребенок не может осознанно совершить тяжкое преступление и потому не должен нести ответственность за них, противоречит фактам. Сторонники этой точки зрения невольно становятся соучастниками юных преступников. Острота проблемы насилия, совершаемого ребенком по отношению к другим детям, в последние годы лишь увеличивается. Государство и общество не могут продолжить закрывать глаза на ситуацию в этой области. И это потребует перезагрузки политики властей по целому ряду направлений, начиная от поддержки семьи и системы школьного образования, и заканчивая контролем за обращением с животными.
С расширенной версией материала можно ознакомиться здесь.