Главная интрига – в дальнейших шагах России
Глава Российского государства подписал указы «О признании Донецкой Народной Республики» и «О признании Луганской Народной Республики» в тех границах, которые обозначены в их конституциях. Также Владимир Путин и главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и республиками Донбасса.
Эти территории достаточно давно и серьезно контролировались из Москвы, отмечает руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.
Думаю, что западному миру неоднократно направлялись посылы о том, что данное развитие событий возможно в случае, если Запад не будет всерьез рассматривать наши предложения по независимому статусу Украины. Но мы так и не дождались никаких позитивных для нас откликов, поэтому пошли на это признание. Интрига заключается в следующем – будет ли Россия делать дальнейшие шаги. Я имею в виду перспективы вхождения этих республик в состав РФ. Это первое. И второе, о каких границах будет идти речь в дальнейшем.
Хочу напомнить, что в Конституции обеих республик к их территориям относятся все территории, которые были в составе Донецкой и Луганской областей. Сейчас примерно две трети Донецкой и Луганской областей остается под контролем Украины. И примерно одна треть контролируется ДНР и ЛНР. И тут может быть разное развитие событий. Вполне возможны и военные действия за оставшуюся часть территории. Тем не менее, я думаю, что это крайний вариант.
Мы, по всей видимости, ждем реакции западного мира, в первую очередь США. Но если этот посыл не будет воспринят как повод оставить за Украиной независимый политический статус - не включать ее в состав НАТО - вполне возможно могут быть боевые действия и за территорию Луганской и Донецкой областей, и даже в целом за Украину.
Что касается разговоров о каких-то издержках, которые может понести Россия, признав ЛНР И ДНР, мы и так несем достаточно серьезные финансовые издержки. Об этом говорили и на Совете безопасности. Думаю, что здесь существенных изменений не будет.
Да и, откровенно говоря, эти территории достаточно серьезно контролировались из Москвы. В особенности после смерти Захарченко.