Александр Малькевич: выражаю готовность Омска влиться в проект «Голосовач»
Поход на выборы должен быть праздником. Желательно с бесплатной раздачей айфонов.
Мы уже сообщали, что Центр ПРИСП придумал, как завлечь на избирательные участки молодежь. Проект «Голосовач», который осуществляется в семи городах России, вызвал интерес и в других местах. В частности, активисты Омска готовы присоединиться к нему в следующем году. Впрочем, и сейчас они не сидят без дела. О том, как, сходив на выборы, получить не только губернатора, но еще и удовольствие, рассказал эксперт Центра ПРИСП, член Общественной палаты РФ Александр Малькевич.
«Могу только приветствовать начинания коллег – в частности, Сергея Румянцева, которого я хорошо знаю и уважаю как профессионала. «Голосовач» – это правильное и полезное дело.
Безусловно, подобные акции нужны. Мы в Омске проводим их второй год. Причем размах их растет от раза к разу. Вкратце напомню: в прошлом году мы проводили конкурс «предвыборных селфи» даже в два тура. Считаю, что это наше ноу-хау, причем – не только регионального уровня.
Для чего был первый тур в прошлом году? Для того, чтобы убедить людей, что все будет по-настоящему. Для этого мы проводили флешмоб «Я иду на выборы» и разыграли три айфона среди тех, кто просто делал фото с табличкой с этим хэштегом. Вручили призы в пятницу – как раз в последний день, когда СМИ могли рассказывать о ходе избирательной кампании.
Цель была простой – сподвигнуть людей проголосовать, задуматься о том, что нужно сходить на избирательный участок и отдать свой голос. Тогда омичи увидели, что все это не обман, не розыгрыш, что призы получают и жители области, а не только города-«столицы» региона. Явка была неплохая, очевиден был и интерес общества. Мы разыграли еще семь айфонов, ноутбук и другие «вспомогательные» призы. В торжественной обстановке провели награждение в студии – собрали всех, сделали коллективное селфи и показали все в прямом эфире.
Цифры говорят сами за себя: в 2015 году на очень важных выборах губернатора области, выборах острых, конкурентных, с возможностью второго тура – явка была 31%, в прошлом году, когда мы проводили этот конкурс, явка составила уже 34%. И главное, что молодежь это восприняла совершенно понятным образом – как увлекательную игру. Люди голосовали в необычных костюмах, один из победителей пришел на участок в образе «Железного человека». Совершенно трогательная была история у влюбленной пары, которой как раз достался Гран-при: молодой человек сделал предложение руки и сердца своей избраннице прямо на избирательном участке.
Ничего плохого в таких проектах я не вижу; избирательная комиссия поддерживает нашу инициативу. Поэтому в нынешнем году мы проводим свою акцию просто с удивительным масштабом. Важно, что и наши партнеры, спонсоры поддержали нас, поверили, что все по-настоящему (у нас же хорошая «кредитная история», за плечами и спиной – удачный опыт прошлого года).
Поэтому в этот раз мы разыгрываем 13 седьмых айфонов, несколько пар часов Apple Watch, планшеты, а также множество других призов. Примечательно, что появились по-своему трогательные номинации, например, «Самая многочисленная семья», «Самая пожилая семья», «Самая стильная семья», «Самая юная семья». Мы ввели фишку, основное отличие этого года — семейное селфи. Конечно, одиночки в стороне не останутся. Если у человека нет пары, своей половинки, он может участвовать, для них тоже есть призы. Есть, например, номинация «Самое раннее селфи». Есть ряд поощрительных номинаций.
Однако главное, чего мы хотим добиться – чтобы люди шли семьями. Это масштабный проект, к которому мы привлекли и другие СМИ. Все бурлят – и город, и социальные сети. Кстати, к голосованию за лучших мы как раз привлекаем самих жителей – каждый час в популярном паблике будем определять автора лучшего селфи. Все – открыто и честно, будет даже стрим «ВКонтакте» заседания нашего жюри! И, конечно, вручение призов в течение дня в прямом эфире главного телеканала региона!
Что еще хочу добавить про «Голосовач»? Замечательно, что у ребят есть свой сайт, который объединяет все эти фотографии. И круто, что им удалось запустить проект в нескольких городах. Я рассчитываю, что со временем это движение охватит и другие области. Выражаю готовность Омска влиться в этот проект. Безусловно, мы также готовы делиться своим опытом в части призов и номинаций – то есть наших креативных наработок.
В этот раз мы постарались построить конкурс так, чтобы охватить всех – от мала до велика. Будут призы для тех, кто впервые пришел на участок, для самых молодых. Сделали селфи — получили призы! Для пожилых, для семейных пар. Призы предусмотрены для разной категории лиц: есть и путевка в санаторий, камин, домашняя бытовая техника…
Мы хотим, чтобы поход на выборы был увлекательным и интересным, был праздником. Злопыхателям из социальных сетей еще раз хочу напомнить, что мы не предлагаем голосовать за кого-то конкретно, мы привлекаем внимание, устраиваем игру. Основная идея таких конкурсов — привлечь внимание молодежи, у которой в силу разных причин не привита культура голосования участия в выборах.
И – вот что важно! Получается, что в школах не хватает соответствующих предметов, дополнительных курсов, практических занятий в игровой форме, которые рассказывали бы, насколько важно твое избирательное право. Насколько я знаю, в Чувашии существует такой общественный институт как «Школьный парламент», туда избираются. Как раз через такие организационно-деятельностные игры можно втянуть молодежь в политическую жизнь.
Что касается вузов, тоже нужны такие курсы, проекты и программы. Расскажу из личного опыта. Когда я преподавал в Санкт-Петербургском инженерно-экономическом университете, вел целый курс – «Политические избирательные технологии» (и был удостоен даже гранта Правительства Санкт-Петербурга за разработку инновационного курса). Это была именно деловая игра. Каждый год проводились выборы, вид их зависел от численности курса: выборы парламента курса, президента курса. Аудитория была битком, был виден интерес к обучению в таком формате.
Школьные парламенты, молодежные парламенты, ролевые игры в университете — должно быть что-то, что вызовет интерес, будет прививать молодежи культуру участия, базовые знания, понимание того, что это и для чего это нужно, что твой голос может на что-то повлиять.
Но этого нет. Хорошо, давайте все пустим на самотек и будем радоваться тому, что на выборы ходят только «профессиональные избиратели»? Это неправильно! Тем более, что в каждой партии есть кандидаты на любой вкус. Главное – дойти до участка… Идея устроить из этого праздник, шоу, когда этим занимаются профессиональные люди, реализовывается вполне удачно. Поэтому делюсь омским опытом. Приветствую коллег, желаю удачи! И – надеюсь, что в следующем году это движение захватит и другие регионы!
Ну а нам в Общественной палате России тоже есть, над чем подумать и поработать: например, выйти в Министерство образования с предложением по введению «электоральных факультативов» в вузах страны: поколение, которое смотрит баттлы и «шоу про любовь», может просто «профукать» свое будущее. Которое им (и за них) выберут совсем другие люди…