Вадим Жарко: Ежегодному докладу Общественной палаты нужна красивая упаковка
22-23 мая в Москве прошло пленарное заседание Общественной палаты РФ. Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, директор по развитию Центра ПРИСП Вадим Жарко рассказал участникам заседания свое видение нового формата итогового отчета Общественной палаты, который в ноябре будет представлен президенту. Подготовленный в 2017 году доклад, как подчеркнул Валерий Фадеев, уже отличался от предыдущих. В этом году, по мнению Вадима Жарко, доклад должен претерпеть серьезные изменения, в первую очередь, в форме подачи и, как любой товар, получить "красивую упаковку". Задача стоит в том, чтобы его прочли не только 5000 членов и сотрудников общественных палат (как в этом году), но также и активисты, общественники, члены НКО.
То, что я сейчас озвучу, это некоторые мысли по подходу к докладу, но еще не результат деятельности. Деятельность по подготовке к докладу будет осуществлять рабочая группа. Сейчас хотелось бы вынести на обсуждение несколько идей.
Мы посмотрели какое проникновение, какой эффект имел доклад Общественной палаты в прошлом году. Стоит отметить, что доклад уже отличался от итоговых документов предыдущих лет: он стал меньше по объему, стиль изложения стал живее, он перестал быть похож на административный отчет. Это попытка создания интересного информационного продукта. И насколько было возможно, она тогда удалась. Но все равно на поверку оказалось, что за первые несколько месяцев на сайте ОП РФ доклад прочитали чуть более 5 тысяч человек. Скачиваний кратно меньше, в основном, сводная работа представлял интерес для коллег в региональных палатах в качестве некоего настольного продукта.
Итак, всего 5 тысяч человек проявили предметный интерес к работе под названием доклад. Разумеется, охват новостей о выходе доклада, с ключевыми цитатами и поворотами темы несоизмеримо больше. Но мы же говорим о том, что палата тратит большие усилия для того, чтобы создать некий продукт. И когда этот продукт оказывается вторичен по отношению к новости, которая написана по его мотивам, это, наверное, не правильно.
Как сделать так, чтобы как можно большее количество людей прочитало этот доклад? В первую очередь, как нам показалось, нужно перестать делать доклад под названием Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. Нужно делать доклад, который будет как-то называться. Потому что, как мы опасаемся, число людей, которым интересен непосредственно доклад о состоянии гражданского общество, не сильно больше того количества, которое прочитало прошлогодний доклад.
Если бы ежегодный, главный документ, который пишется в соответствии с законом, но не имеет по закону названия, назывался, например, «Место для шага вперед», вероятно, что заходов на его текст было бы существенно больше. При этом, конечно же, подзаголовок должен обозначать именно Доклад о состоянии гражданского общества. И это первая тема для обсуждения: изменение девиза, названия, слогана, того, что заранее продает наш продукт. Естественно, нужно выбирать, обсуждать исходя из пожеланий, и это будет делом рабочей группы и других механизмов взаимодействия.
Второе, то, о чем уже говорил Валерий Александрович. Есть понятная повестка развития, преобразования, приоритетные направления работы палаты, есть указ Президента, который задает повестку на несколько лет вперед. По каждому направлению комиссии должны и будут находить что-то свое, потому что это важнейшие из задач, с этим бессмысленно спорить, решением задач будет заниматься власть. Мы, как представители общества, в этом процессе коммуницируем. И именно эти темы берем на фланг.
По нашему мнению, оглавление доклада может перестать быть тематическим. Оно должно быть событийным. То есть не просто описание проблемы, а конкретизация вокруг какого-то проблемного участка, который можно решить. Например, вопрос, который будет стоять перед нашей комиссией по территориальному развитию и местному самоуправлению: есть приоритетное направление под название соуправление граждан. Это переход от учета мнений населения к востребованию компетенций граждан в принятии решений. В указе Президента четко обозначена необходимость повышения вовлечения граждан в обсуждение проектов по обустройству городской среде до 30 %. Очевидно, члены нашей комиссии на этом сконцентрируются. И когда мы будем подавать материалы в ежегодный доклад, мы дадим полный спектр конкретно по заданной теме, а не общую сессию по развитию местного самоуправления, которой, безусловно, продолжим заниматься.
Важно, чтобы кроме нашей деятельности в документе зазвучали конкретные кейсы, практики из регионов. Мы часто говорим о том, что необходимо находить лучшие гражданские практики, анализировать и внедрять, но не всегда понятно, как же это должно происходить. Есть два момента. Во-первых, при подготовке доклада нужно учесть все те исследования, которые проводятся. О каких-то мы уже знаем, о каких-то нет, многие проводятся региональными палатами. Простейшие опросы участников сообщества о сути их проектов, о проблематике взаимодействия гражданского общества с властью, позволяют нам вычленить спектр практик. То, что мы делаем в преддверии форумов #ЧТОНЕТАК - экспертные исследования, аналитическая работа, понимание обустройства политической жизни того или иного региона – дают возможность ознакомиться с успешными или неэффективными практиками.
Во-вторых, в докладе должно присутствовать как можно больше визуализации. Визуализации живут дольше обычного текста. И если в продукте под название доклад появится набор инфографик о том, как устроено то или иное проблемное поле, как устроен тот или иной срез общественной активности, тогда документ вызовет интерес широкой аудитории.
Возьмем, к примеру, экологию. Есть разные общественные инициативы, добровольчество, экспертиза, набор практик. Если комиссия по экологии возьмет на себя подготовить базовое видение о том, как обустроена эта среда и, в том числе, какие точки входа в эту среду могут быть для активного гражданина, то воссоздастся общая картина этого вида деятельности, которая, безусловно, заинтересует. Доступное изложение проблематики, а также темы, события, в которых можно принять участие и так далее. Эти графики могли бы исходить из комиссии ОП РФ в региональные палаты. Речь не идет о сборе статистических данных, о механизмах. Речь именно о содержательной карте, такой свод анализ по ключевым направлениям деятельности.
Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание. На наш взгляд, мы слишком много говорим про заорганизованные группы и все меньше про активистов и неформальные сообщества. Проводя анализ практик и обзор того, чем живет гражданское общество, надо учитывать не только НКО. Например, мы часто видим, когда в регионах предприниматели выступают с инициативой, организуют социально-значимый для города проект. Если там и появляется НКО, то только как инструмент реализации той или иной задачи согласно их плану. Но в целом, это их гражданская инициатива. И важно не акцентироваться только на организационной составляющей. Не по этому принципу собирать контент в доклад. А смотреть на все активности: инициативные группы жителей, люди с позицией. Во время проведения проекта #ЧТОНЕТАК мы убедились в том, что люди с позицией не менее важны, чем лидеры сообщества, потому что зачастую диалог компетентного человека и губернатора способствует решению проблемы быстрее чем многогодичные многостраничные переписки.
Подводя итог, обозначу следующие направления для изменения в подходах к подготовке доклада: расчет на широкую аудиторию, ребрендинг доклада, акцент на актуальной повестке и отход от заорганизованных тем, связанных только лишь с НКО.