Зачем Эстония начинает новый диалог
18 апреля в Кремле состоялась встреча президента Эстонии Керсти Кальюлайд с Владимиром Путиным, после окончания которой они приняли участие в совместном обеде. Во встрече президентов также участвовали российский министр иностранных дел Сергей Лавров и советник российского президента Юрий Ушаков. Кальюлайд сопровождал посол Эстонии в Москве Маргус Лайдре. Президенты общались на своих родных языках, в качестве переводчика Кальюлайд выступил атташе по культуре эстонского посольства в Москве Дмитрий Миронов. Это первый визит президента Эстонии в Россию с 2011 года.
Комментирует достаточно неожиданную встречу двух президентов политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.
На самом деле, для встречи был понятный и хороший повод - открытие нового посольства. Президент страны приезжает на открытие посольства – вполне легитимный и понятный сюжет.
Дальше можно говорить о персоналии. Президент Эстонии Керсти Кальюлайд и в Балтии, и в Евросоюзе пользуется репутацией немножко странного политика. Не то чтобы не рукопожатного, но немного не от мира сего. Латвийские и американские элиты на прошлых президентских выборах в Эстонии ставили на другую фигуру. Свершившаяся победа стала неожиданностью для многих, в том числе для кураторов стран Балтии.
Эта неожиданность и несистемность проявляется очень часто и в действиях нынешнего главы Эстонии. И поездка в Москву – тоже такой экстравагантный шаг.
С другой стороны, мы понимаем, видим, что в целом ряде европейских государств чуть-чуть меняется отношение к России вообще. И, наверное, тому есть целый ряд объективных причин. И для Финляндии, и для Норвегии, и для Швеции - государств, которые не так давно были представлены на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге, Россия – не только северный сосед, но и новые возможности.
У меня полное ощущение, что Европа осознает и готовится к тому, что в ближайшее время начнется серьезнейший мировой кризис. Это такая объективная реальность в ощущении к европейским государствам. В рамках подготовки к этому серьезнейшему грядущему кризису, с серьезными потрясениями, нужно выстраивать системы взаимоотношений, системы хеджирования рисков на разных направлениях. И Россия в этом отношении очень важна.
Россия, действительно, крупнейший сосед для очень многих государств. Россия – это и возможность новых решений, новых рынков, инвестиций, контактов. Но в случае, если начнет рушиться нынешняя экономическая, социальная система в Европе и мире, то с Россией нужно будет заново договариваться. И подготовку к тому, что заново нужно будет договариваться, уже следует начинать прямо сейчас.
Эта идея прозвучала на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге — о том, что может быть начат новый диалог Европы с Россией, и был этому пример. Собственно, визит президента Эстонии Керсти Кальюлайд – из этой же серии. Она также начинает готовить почву для того, чтобы начать новый диалог, новое выстраивание отношений, если уж и не дружеских, то, по крайней мере, конструктивных.
Думаю, что эти две части – ее неординарность в политике, экстравагантность, с одной стороны, и необходимость поиска новых экономических решений, более системных для всей Европы, эти два фактора сыграли на то, что этот визит президента Эстонии состоялся сейчас.