Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области
12.07.2018

Снижение доверия к власти не повлияет на ее стабильность

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов анализирует итоги опроса ФОМ и доходит до глубинных оснований падения рейтингов доверия к власти.

Социологи фиксируют существенное падение рейтингов власти. По данным ФОМ на начало июля рейтинг президента упал до рекордно низких для него 48%. Уровень доверия к премьер-министру, согласно данным ВЦИОМ, снизился с 13 до 8%. Неуклонно падает и рейтинг «Единой России» – в настоящий момент он составляет лишь 38% (данные ВЦИОМ на 1 июля).

Очевидно, главная причина столь резкого снижения доверия к власти заключается в готовящихся непопулярных реформах, которые россияне уже окрестили антинародными. В первую очередь, имеется в виду повышение пенсионного возраста и налога на добавленную стоимость.

Однако это причина, лежащая на поверхности. Для падения рейтингов власти есть менее очевидные и более глубинные основания. Следует начать с объективных психологических процессов: дело в том, что сохранять рейтинг на таком высоком уровне, как у президента, постоянно невозможно, потому что со временем у граждан накапливается определенная психологическая усталость от власти. И если ничего не случается, если нет никаких позитивных новостей или действий со стороны властей, то их рейтинг начинает неуклонно снижаться. Такова особенность человеческой психологии, которая проявляется во всех сферах жизни (семейной, общественной, политической и т.д.): люди, как правило, дольше помнят и чаще переживают негативные моменты своей жизни, чем позитивные.

Поэтому властям необходимо постоянно «подпитывать» свой рейтинг какими-либо крупными проектами. До недавнего времени это удавалось. Так было в 2014 году после присоединения Крыма: тогда власти на несколько лет обеспечили себе запредельные рейтинги, несмотря на последовавшее обрушение рубля и резкий рост цен на продукты питания и потребления. Частично крымский фактор еще продолжает действовать и сейчас: последний мощный патриотический всплеск был связан с введением в эксплуатацию Крымского моста в мае этого года.

Поддерживать высокий рейтинг власти помогают и крупные спортивные турниры мирового значения, такие как Олимпийские Игры, Чемпионат мира по футболу, и успешное выступление наших спортсменов на этих соревнованиях. Но эти события дают лишь кратковременный эффект и актуальны тогда, когда общий политический фон в стране стабильно позитивен. Сейчас же, как мы видим, тень пенсионной и налоговой реформ создали такую ситуацию, что даже удачная игра российских футболистов на домашнем Чемпионате мира не смогла удержать уровень доверия населения к власти на прежнем высоком уровне.

Все это наложилось на глубокое разочарование, которое испытали граждане после президентских выборов, когда Владимир Путин сохранил за крайне непопулярным Дмитрием Медведевым должность премьер-министра. Многие люди ожидали перемен в правительстве, особенно в его социально-экономическом блоке, однако либеральная элита не просто усилила свое влияние в нем, но и сразу приступила к активным «антинародным» действиям.

Несмотря на некоторую положительную динамику в макроэкономике, россияне видят, что их реальные доходы в относительных цифрах, как минимум, не увеличиваются, а бодрые отчеты чиновников о росте ВВП никак не отражаются на уровне экономки семьи. При этом рост цен в магазинах или на автозаправках люди имеют возможность наблюдать воочию. Таким образом, если в ближайшее время власти не запустят очередной мощный патриотический проект (например, присоединение к России ЛНР и ДНР), то их рейтинги вполне ожидаемо продолжат падение. Вопрос лишь в том, к каким последствиям это приведет и насколько может дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране.

Полагаю, в ближайшие годы властям ничего не грозит. Это связано с тем, что центральная фигура в российской политической системе – президент – практически «не потопляем». Мы видим, что даже после решения о проведении непопулярных социально-экономических реформ, его рейтинг составляет около 50%, т.е. все равно остается на очень высоком уровне.

Что же касается остальных – премьер-министра, правительства, Госдумы (в частности, фракции «Единая Россия»), – то они, по большому счету, являются лишь «придатком» президента, полностью от него зависят и, очевидно, примут на себя весь удар от проведения реформ. Учитывая и без того низкий уровень доверия к ним населения, падение их рейтингов особого значения не имеет. Задача этого правительства стать «агнцами на заклание» – провести реформы, отвести народный гнев от президента и через несколько лет уйти в отставку. На Медведева спишут все проблемы примерно так же, как в середине 90-ых Ельцин назначил Чубайса «во всем виноватым».

Учитывая это, а также слабую харизму, «технократическую» репутацию и ряд скандальных высказываний Дмитрия Медведева, его шансы стать следующим президентом практически равны нулю. Преемником Путина, скорее всего, станет человек, который сменит Медведева на посту премьер-министра за несколько лет до президентских выборов.

Что касается «Единой России», то поскольку эта партия была создана для реализации политики руководства страны (Медведев, напомню, ее председатель), то, очевидно, партию в ближайшем будущем ожидает переформатирование. Новую конфигурацию, по всей видимости, уже будет определять будущий преемник президента. Например, возможен вариант с разделением на несколько партий для усиления видимости политической конкуренции в Госдуме. Однако сейчас делать какие-либо прогнозы на этот счет пока слишком рано.

Таким образом, действующая политическая конструкция даже в сложившихся обстоятельствах вполне стабильна, что обусловлено исключительно высоким уровнем доверия населения к Путину. Однако никто не знает, что будет в 2024 году, когда такой надежной «подушки безопасности» у властей уже не будет, а преемник президента изначально не сможет пользоваться подобной народной поддержкой. В этом случае возникнет определенная вероятность серьезного политического кризиса в стране.

doverie k vlasti

 
Партнеры
politgen-min-6 Снижение доверия к власти не повлияет на ее стабильность
banner-cik-min Снижение доверия к власти не повлияет на ее стабильность
banner-rfsv-min Снижение доверия к власти не повлияет на ее стабильность
expert-min-2 Снижение доверия к власти не повлияет на ее стабильность
partners 6
eac_NW-min Снижение доверия к власти не повлияет на ее стабильность
insomar-min-3 Снижение доверия к власти не повлияет на ее стабильность
indexlc-logo-min Снижение доверия к власти не повлияет на ее стабильность
rapc-banner Снижение доверия к власти не повлияет на ее стабильность