Аксиология полноценной жизни
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Миронов – о постулате стремления к счастью как основе развития личности.
Не на злобу дня, но важно.
Красивое, традиционное, романтизированное русское страдание. И жертвенность.
Ключевые постулаты нашей культуры, воспетые классиками и перешедшие в нашу современную жизнь. Сейчас они активно возрождаются в рамках новых идеологических поисков.
Эти постулаты обычно подаются как благо. Терпение, страдание, жертва – всегда ради высоких целей, ради чего-то очень нужного людям. «А я, я могу и подождать/потерпеть/помучиться – ведь «якать» стыдно, а жить для себя – грех».
В романтической трактовке, конечно, эти ценности сложно оспаривать. Кто решится защищать эгоизм, эгоцентризм, себялюбие, равнодушие к ближнему, потребительство и прочие безнравственности?
Но давайте посмотрим немного с другого ракурса: что первично, а что вторично?
Понятно, когда в обществе жесткие катаклизмы и нужно, не рассуждая, защищать свою страну, свой народ – самопожертвование, терпение и страдание не только приемлемы, но и абсолютно необходимы. Это – долг.
Но катаклизмы ведь не все время. В обычной же, российской жизни часто происходит подмена понятий: мы пассивны, бездействуем, не умеем построить свой мир так, чтобы он позволял нам жить счастливо и свободно – и оправдываем это бездействие и неумение высокими материями.
Не нравственная цель на первом месте, а обычная слабость и лень. Приспособление к обстоятельствам, к чему-то навязанному теми, кто сильнее.
Из буржуазной этики нам стоило бы взять на вооружение постулат стремления к счастью, самостоятельного построения своей судьбы, здоровой и умной конкуренции. Аксиологию полноценной жизни. Не смерти и страдания «во благо», а именно жизни.
Если мы хотим развиваться и не отставать от технологически развитых стран, нам нужна не пассивная масса, а личности, способные к инновациям. А они – про созидание, а не страдание и боль.