В шаге от насилия
Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о неудавшейся попытке ареста президента Юн Сок Ёля и противостоянии силовых ведомств Южной Кореи.
С наступлением 2025 года политическая обстановка в Южной Корее обострилась ещt сильнее и достигла критической отметки. Следователи, прибывшие задержать отстраненного парламентом президента Юн Сок Ёля, столкнулись с сопротивлением со стороны Службы безопасности президента (СБП).
Попытка ареста
Утром 3 января сотрудники Антикоррупционного управления (АКУ) в сопровождении 80 полицейских прибыли к президентской резиденции, однако их действиям помешали около 200 служащих СБП и военных, которые не пустили их на территорию комплекса в районе Ханнам-дон.
На протяжении 6 часов следователи пытались пробиться к экс-президенту, но, несмотря на наличие ордера на арест, были вынуждены отступить из «соображений безопасности». Неудавшаяся попытка ареста мобилизовала сотни сторонников Юна, собравшихся возле резиденции, из-за чего власти развернули порядка 2,7 тыс. полицейских и 135 служебных автобусов для обеспечения порядка.
Реакция политиков
Инцидент вызвал жесткую реакцию со стороны оппозиционной Демократической партии. Глава фракции Пак Чан Дэ заявил, что любые попытки помешать аресту будут рассматриваться как соучастие в мятеже и препятствование правосудию. Он также призвал нового исполняющего обязанности президента – вице-премьера Чхве Сан Мока – приказать СБП прекратить сопротивление, однако тот не решился вмешаться в ситуацию.
В то же время и.о. главы правящей партии «Сила народа» и рьяный сторонник Юна Квон Ён Се поддержал решение следователей не форсировать события, заявив, что расследование в отношении экс-президента должно быть проведено без задержания.
Юридические сложности
Суд Сеула выдал ордер на арест Юна 31 декабря 2024 года после того, как он проигнорировал 3 повестки на допрос и мешал проведению обысков в своем офисе. Выданный ордер действует до 6 января и позволяет задержать Юна на 48 часов, в течение которых прокуратура должна принять о решение об аресте или отпустить задержанного.
В свою очередь адвокаты Юна уже оспорили законность ордера, указывая на процедурные нарушения: согласно версии защиты, АКУ не имеет полномочий расследовать дела о мятеже. Они также предупредили сотрудников полиции, что их участие в операции по «незаконному аресту» Юна может быть уголовно наказуема.
В ответ на это глава АКУ О Дон Ун осудил Юна за игнорирование законных требований суда и следствия, анонсировав пересмотр дальнейших действий ведомства в связи с инцидентом и истечением срока действия ордера 6 января.
Проклятье Пак Кын Хе
Юн Сок Ёль стал известен в 2016 году, когда, будучи прокурором, возглавил расследование дела о коррупции в отношении тогдашнего президента Пак Кын Хе. Злая ирония в том, что сейчас он оказался буквально на ее месте, также столкнувшись с обвинениями в злоупотреблении властью и коррупции.
Юн пытался избежать повторения ее судьбы, даже перенес резиденцию из якобы проклятого Голубого дома, что вызвало вопросы, не связан ли он с печально известным культом Ёнсегё.
Конституционный суд назначил 1-е заседание по делу об импичменте на 14 января, а всего 2 дня спустя должно пройти 2-е заседание, уже в ходе которого Юн потенциально может быть окончательно отстранен от должности.
Мрачные перспективы
Хотя Юн смог пока избежать задержания, перспективы его окружения куда печальнее. В тот же день бывший командующий сухопутными войсками Пак Ан Су, ответственный за введение военного положения и развертывание войск в столице, был официально обвинен по делу о мятеже, а против главы СБП Пак Чон Чжуна было начато расследование о препятствии действиям следствия.
Пока все стороны конфликта действуют, ссылаясь на букву закона, но, учитывая усугубившийся раскол элит и стремление оппозиции максимально уязвить военных, можно ожидать радикальный и жесткий неправой ответ со стороны про-консервативной части силового блока.