Какого мэра ждет «глубинная» Россия?
Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август - о том, чего ждут от мэров жители и о перспективах возврата прямых выборов градоначальников.
Мэр – понятие в сегодняшней политической и хозяйственной практике – довольно сложное. Как мы можем сопоставлять, например, мэра Москвы, который по сути своего статуса является губернатором огромного богатого и, наверное, самого политически протестного региона, и мэра Набережных Челнов, да простят меня жители этого прекрасного города: это две большие разницы. Как можно сравнивать мэра в большей степени хозяйственника, как в любом из наших городов, и мэра, отличающегося большей политической активностью, как это, например, происходит в Новосибирске, за выборами которого следили все политические эксперты, потому что это были знаковые выборы.
Мэру Москвы не удалось в этом сезоне устраниться от участия в повестке выборов в Мосгордуму – действия политменеджеров по нагреву протеста вынудили его публично оправдываться в ситуации, которую он, по сути, не создавал. Понятно, что любому мэру комфортнее работать с лояльной думой – тогда решения воплощаются в жизнь, с другой стороны, полезна и дискуссия, если она конструктивна. Впрочем, как мы видим, в Москве Дума получилась в большей степени не влияющая на принятие каких-то решений, так как сохранился баланс лояльных мэру депутатов.
А та оппозиция, которая на волне «умного голосования» и не совсем умных кампаний провластных кандидатов прорвалась в Мосгордуму, она, скорее всего, больше будет заниматься борьбой друг с другом, чем борьбой за счастье москвичей. Это уже проявляется, причем в стандартных бытовых ситуациях, когда жители, надеясь, что вот «ура-ура, оппозиция победила злых едроссов», обращаются со своими проблемами – элементарными вопросами по капремонту, застройке, с жалобами на «глухоту» чиновников к той самой оппозиции – в ответ зачастую получают не совсем корректные реакции типа: «мы пришли заниматься политикой, а вот этим вот всем безобразием пусть занимаются муниципальные власти».
Понятно, что любому мэру нужно, чтобы в думе были как минимум адекватные депутаты, как максимум, лояльные к его решениям. Потому, что очень часто складывается ситуация в регионах, когда люди выражают претензии к мэру, а он не всегда может действовать и выполнять решения, так как дума просто их блокирует. Польза от депутатов, избирающихся на волнах популизма, весьма сомнительна. Если взять за яркий пример Мосгордуму, то одна из её новых депутатов на первом же заседании предложила думу распустить, другой заявил о необходимости отставки главы Мосгоризбиркома, спокойно приняв из его рук мандат, полученный на «неудавшихся», по его же словам, выборах.
Ну, тут впору сказать – «вы или трусы наденьте, или крестик снимите». Понятно, что в последние годы не желающих ничего делать (а именно этим, к сожалению, чаще занимаются популисты от политики) гораздо больше, чем желающих и умеющих работать.
Любая дума – это инструмент сдержек и противовесов между желаниями и возможностями исполнительной и законодательной власти, желаниями и требованиями жителей, и возможностями бюджета. Работа любой думы — на пересечении трех этих важных магистралей.
Что же касается широко распиаренного в эту кампанию якобы противодействия мэров нескольких городов проведению разного рода протестных акций (протесты у нас становятся модой, чаще вместо того, чтобы что-то решить – идут на протест). Всегда заявить, что ты против, гораздо проще, чем сделать. Для того, чтобы заявить протест, часто требуется лишь умение раскрывать рот, а чтобы что-то сделать, необходимо иметь мозги, средства и желание, а еще умение организовать эту работу.
Тем не менее, хотелось бы отметить, что протестная повестка не является для мэров триггером для принятия каких-то решений…. Как и не могут требования протестников отменить действия законов – есть более цивилизованный путь изменения законодательства.
Самое важное, что бы хотелось донести до мэров, вне зависимости от того, насколько велик город, которым приходится управлять – это необходимость установления прозрачных и открытых коммуникаций. Это сложно. Люди все разные – иногда соседям сложно договориться на лестничной клетке. Но необходимо искать общий язык, дискутировать о каких-либо решениях до того, как они приняты, и важно, чтобы это взаимодействие было не «картонным», а подготовленным, действительно живым и прямым….
Сейчас ведутся разговоры о том, чтобы ввести прямые выборы мэров. Наверное, это того стоит. Но тогда властям регионов стоит озаботиться тем, чтобы донести до жителей – а что входит в полномочия мэра, что входит в полномочия думы. Потому что, все-таки, пока наши дорогие сограждане до сих пор во многом не разбираются и разбираться не хотят. И вот этот недостаточный уровень политической культуры становится бумерангом, прилетающим самим жителям.
Ведь что такое прямые выборы? Прямые выборы — реальная возможность избрания не того, кто лучше сделает, а того, кто лучше говорит. Но затем выясняется, что «хороший парень не профессия», а хорошо говорить – еще не значит уметь делать. Так что прямые выборы хороши тогда, когда есть определенный уровень политической культуры, знаний. Выбирая сердцем, стоит не забывать думать головой – что даст именно тебе избрание именно этого человека? Все ли, что несут с трибун или, напротив, с манифестаций – является истиной?
Уверена, если бы люди чуть больше знали о процедуре сбора и проверки подписей на выборах, большая часть вышедших на улицы Москвы этим летом не вышла бы, потому что разочаровалась бы в своих «гуру» как неспособных выполнить простейшие действия и не наврать при этом.
Это не сакральные знания – это необходимый уровень культуры, важно этим заниматься. Как важно заниматься развитием системы открытых коммуникаций. Мы сейчас во многом получаем фитбэк тому, что несколько лет чиновники и политики не считали нужным говорить с народом – той самой «глубинной» Россией, где люди разные, с разными желаниями и пониманием ситуации. От них во многом закрылись, и теперь часть людей в негативе, часть в раздрае, часть в игноре к власти. А надо всего лишь начать говорить – искренне, открыто обсуждать любые вопросы. Для того, чтобы начать понимать друг друга.
Сейчас много коммуникационных площадок, власть должна быть там, надо создавать их еще больше – тут понятия «много» не бывает. И учиться понимать друг друга. Это – самое важное.
Ранее опубликовано на: http://russia-rating.ru/info/16559.html