Разрубит ли государство бюрократический «гордиев узел»
В конце сентября Министерство финансов России анонсировало масштабное сокращение госслужащих в рамках реформы в сфере госуправления, намеченной на 2020 год. О точном количестве увольняемых чиновников не сообщается, известно, что правительство страны еще не приняло окончательного решения по структуре реформы.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников считает, что проект данной реформы нельзя отнести к подлинной системе роста страны.
Мы видим, что сейчас меняется функционал целого ряда министерств, идут разговоры о слиянии Минэкономразвития с Минпромоторгом, рассматриваются варианты оптимизации. На мой взгляд, основная опасность заключается в том, что, как это неоднократно уже было, федеральный центр, проводя сокращения у себя наверху, автоматически перебрасывает ряд своих полномочий вниз, на субъекты федерации, не подкрепляя их новые обязанности соответствующим финансированием. Те, кто предложили реформу административного аппарата, думали, прежде всего, об интересах чиновников, находящихся внутри Садового кольца – с ними все будет хорошо: они немного сократятся численно, им уменьшат полномочия, в итоге они будут выполнять тот же объем работы за большие деньги. Проблемы начнутся в регионах, где людей надо будет сокращать, ответственность и функционала увеличатся, а денег не прибавится.
Проект данной реформы нельзя отнести к подлинной системе роста страны. Нужно пересматривать всю систему управления, которой присуще множество ненужных контрольных функций, дублирующих друг друга, громоздкая отчетность. Проблема в том, что руководство федеральных и региональных министерств не несет никакой персональной ответственности за полученные результаты. Главное – это правильная отчетность, согласования и раз от раза увеличивающаяся бюрократическая процедура. Бюрократический аппарат живет своей жизнью, создавая сам для себя новые правила существования. Нужно разрубить этот «гордиев узел», но у государства это не получается сделать. Как это сделать – вопрос сложный. Существуют методики оценки работы чиновника, позволяющие оптимизировать то время, которое не приводит к принятию управленческих решений. У нас же пока чисто «бухгалтерский подход»: взять и объявить о сокращении персонала на 10-15%, хотя две предыдущих попытки сокращения штатов, объявленные в таких же объемах, в реальности привели к сокращению на 2-3%. В итоге произойдет тоже самое, это всего лишь громкий пиар-ход полностью в традициях нашей страны. Серьезных изменений в плохо работающей структуре госуправления не произойдет.