Случай с Юзик – посыл, чтобы приравнять блогеров к СМИ
В пятницу 4 октября стало известно, что при въезде на территорию Ирана была задержана российская журналистка Юлия Юзик. У россиянки, приехавшей в страну по личному приглашению, отобрали паспорт и обвинили в сотрудничестве с израильскими спецслужбами, что по иранским законам может обернуться десятилетним тюремным сроком. Сообщается, что в российском МИДе взяли дело Юзик под особый контроль, ведутся переговоры с иранской стороной.
Президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич уверен, что неприятная история с российской журналисткой Юлией Юзик – еще один довод в пользу того, чтобы блогеры-многотысячники были приравнены к СМИ.
Безусловно, задержание иностранных журналистов в любом государстве – это ЧП, это неприемлемо. Я разделяю тревогу коллег по этому поводу. Наши дружественные отношения с Ираном, активная позиция МИДа привели к определенным подвижкам в деле Юлии Юзик: иранское внешнеполитическое ведомство заявило, что это кратковременное задержание. Быстрая реакция профессионального сообщества, оперативная реакция дипломатов всегда способны купировать подобные неприятные происшествия.
Я являюсь последовательным сторонником того, чтобы блогеров-многотысячников приравняли к СМИ не только потому, что у блогеров только права, но никаких обязанностей. Есть еще один момент: журналисты, освещая массовые акции, более-менее защищены, у них есть удостоверение, редакционное задание и т.д., но блогер-тысячник, ведущий стрим с митинга, может пострадать, потому что у него нет никакой защиты как у журналиста, и это неправильно.
После прошлогодней трагедии в ЦАР у нас был принят закон о том, что редакция отвечает за своего сотрудника, направляемого в горячую точку, но что делать в таких случаях со стримерами и блогерами? В их отношении закон не действует, они не будут защищены – и это еще один аргумент в пользу того, что блогеров давно пора приравнять к СМИ.
Все говорят о том, что задержана российская журналистка Юлия Юзик, и это правда. Но никто так и не сказал четко и внятно, какое СМИ она сейчас представляет, с каким заданием она отправилась в Иран и над какими материалами она собиралась работать? Я никоим образом не осуждаю Юлию, мои симпатии полностью на стороне российской гражданки, которую задержали с очень странной формулировкой, тем более, что, судя по ее книгам и статьям, она, мягко говоря, без особой симпатии относится к Израилю.
Конечно, не очень тактично сейчас, когда Юлия находится в камере, задаваться такими вопросами, но как бы не оказалось, опять же, даже если почитать ее инстаграмм, что она не по журналистским, но по личным делам поехала в Иран. Это не отменяет необходимости бороться за права российской гражданки.
Юлии Юзик повезло – она известная персона: публиковалась в федеральных изданиях, издавала книги, баллотировалась в Госдуму, а если бы поехал менее известный блогер-фрилансер?
Эта история показывает, что блогеры, переживающие, что их приравняют к СМИ, введут цензуру и т.п. «ужасы», должны задуматься, что есть здесь не только минусы, но и плюсы. Потому что в погоне за хайпом, за сенсациями, за трафиком люди готовы отправиться хоть к черту на кулички, но кто потом будет проверять, что они действительно над какими-то серьезными расследованиями работают, а не заняты какими-то совершенно посторонними делами.