Губернаторский корпус: мотивация на ротацию
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников – о нюансах готовящейся ротации губернаторского корпуса.
В 2020 году должны состояться прямые выборы глав 16 субъектов Российской Федерации. Среди них: город федерального подчинения Севастополь, Республики Татарстан и Чувашская, Камчатский и Краснодарский края, Архангельская, Брянская, Иркутская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Пензенская, Ростовская, Смоленская и Тамбовская области, а также Еврейская автономная область. Кроме этого, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре должно пройти назначение губернатора через голосование в парламенте. Всего в 17 субъектах планово должны пройти избирательные процедуры.
Плюс к этому никто не отменял и внеочередные выборы, которые могут произойти или из-за реального нежелания руководителя дальше тянуть лямку руководства регионом (чаще всего по состоянию здоровья), или из-за совсем уже конфликтной ситуации с федеральным центром. Подготовка к предстоящим выборам уже идет и в самих регионах, и на федеральном уровне.
Традиционно в нашей стране есть два времени для плановых ротаций. Это осень – после окончания подведения итогов единого дня голосования и до начала зимнего периода. И уже весной, по итогам этого самого зимнего периода, перед началом самой избирательной кампании. Соответственно, осеннее трансфертное окно – это конец сентября – начало ноября, весеннее окно – это апрель – май.
Сейчас мы как раз вошли в период ближайших возможных отставок - назначений. Ничего сверхъестественного в этом нет. При этом благодатная почва для прогнозов вызывает законный ажиотаж. Однако высказываемые предположения нельзя назвать чьим-то откровением, или заготовленными сливами реальной информации.
В различных списках фигурируют пять, семь, одиннадцать претендентов на отставку. Высказывающиеся при этом предположения и обоснования можно разделить на три группы.
Первая - это регионы чаще других мелькавшие последнее время в скандальной хронике в СМИ. При этом понятно, что не все реальные региональные скандалы выходят на медийный уровень. И не во всех вышедших руководство страны будет видеть недоработки местных властей. Но такой метод отбора для попадания в зону риска есть.
Вторая - это чисто субъективная оценка по принципу «нравится – не нравится». При этом такая оценка может оказаться как верной по результату, так и попасть пальцем в небо.
Третья - это маркетинговый ход, когда главе региона навязывают конфликтную повестку с одновременным предложением ее устранить за недорого. Желающие легко могут посмотреть, в каком списке, кого из региональных лидеров по какому критерию в него вносили.
Нет смысла разбирать все предположения во всех вариантах. Их получится слишком много. Да, ротация будет. Да, кто-то в отставку уйдет из опубликованных списков, кто-то из них останется, а где-то возникнут неожиданности.
Основной вопрос в данном случае, на кого менять увольняемых? Кто будет заинтересантом нового назначения? Кто будет лоббировать эти новые лица во власти? Если таких явных играющих центров силы не видно, то отставка становится менее очевидной. Сейчас Кремль явно не делает резких кадровых шагов, предпочитая оставлять старые проверенные кадры на ключевых позициях, не играя в эксперименты, если их специально не разогревают.
Опять же, никуда не ушла проблема с ростом оппозиционной активности. Да, таких неожиданностей как в 2018 году с выборами в регионах в прошедшем сезоне удалось избежать, но активность оппозиции и ее успехи на выборах в Мосгордуму и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге налицо. Ряд технологий был успешно обкатан, и теперь они могут быть расширены в применении. Региональная повестка отстает на год – два, так что можно ожидать роста успешности оппозиционных сил и по стране. Тем более что перспективы экономического роста и благосостояния домохозяйств, как их формируют и прогнозируют Минэкономразвития и Центробанк, будут этому только способствовать.
В этих условиях опасно как сохранять отдельных совсем уж непопулярных глав в регионах, так и демонстративно снимать конфликтующих с центром руководителей. И то, и другое может оказаться себе дороже. И все это на фоне очередных слухов о больших перестановках в руководящих органах страны, при неизменном доминировании повестки федерального транзита власти. Так что простых одноходовых решений нет и не будет. А чемоданы кому-то придется паковать…
Ранее опубликовано на: https://irex.group/articles/chem-motivirovana-gotovyaschayasya-rotatsiya-gubernatorskogo-korpusa