А икры-то и не было
В условиях современного цифрового мира, когда скорость обмена информацией является практически мгновенной, публичным персонам приходиться быть особенно осторожными в медиапространстве, иначе любая ничтожная имиджевая ошибка может привести к неприятным последствиям в виде гипетрофированных фейков и домыслов. Ровно таким образом и произошло в истории с холодильником, полным банками икры, якобы принадлежащему члену Общественной палаты России Юлии Величко.
Публичный человек не может позволить себе практически ничего из того, что могут делать в социальных медиа обычные граждане, считает президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич.
Вся эта история в очередной раз убеждает меня в полезности моего авторского курса, мастер-класса «Правила медиаповедения для публичных людей». Иной раз мои выступления в регионах с этой презентацией затягиваются на весьма долгое время, потому что примеров ошибок публичных персон огромное множество, и они происходят каждый день. Нормальные чиновники часто страдают в результате подобных инцидентов. Я с ходу приведу хорошо всем известный пример с т.н. «шоколадной ванной» ульяновской чиновницы, когда выяснилось, что на самом деле ничего страшного не было: недорогой курорт, нафтолановая ванна, но сколько было криков в соцсетях! Женщина пострадала ни за что и была вынуждена удалить аккаунт в инстаграмме, потому что изначально не подумала о последствиях.
К сожалению, сейчас фейки плодятся в огромном количестве, у большого количества людей оказывается туча свободного времени для мониторинга всего, что делают окружающие, человек по-настоящему публичный не может себе позволить практически вообще ничего.
Я хочу обратить внимание на то, как легко, буквально из ничего создаются фейки. Да, Юлия Величко совершила небольшую имиджевую ошибку, но затем мы все стали свидетелями того, как в дальнейшем вся эта история была раздута до невероятных размеров. В считанные часы правда превратилась в гипертрофированный фейк. В первой публикации, посвященной злополучной фотографии, вскользь упоминалось, что Величко руководит Советом сторонников «Единой России». В дальнейшей цепочке публикаций Юлия Величко из члена Общественной палаты России и зампредседателя Общественной палаты Мурманской области превратилась в видную единороску. В следующих материалах видная единороска обернулась крупным партийным функционером, затем из партийного функционера она стала чиновником, а дальше в социальных сетях пошли совершенно понятные круги по воде на тему того, как партийная бонза, воротила, олигарх и чиновник живет с постоянно забитым красной икрой холодильником и т.д. Никто не удосужился заняться элементарным фактчекингом, понимая, что Юлия
Величко – не чиновник, Совет сторонников «Единой России» – не партия, это общественная структура. Никто не стал слушать объяснения Величко, что икра не ее, что картинка скачена из интернета. На некоторых публикациях в соцсетях был сделан коллаж, когда ее фотографию подклеивали к холодильнику, и издалека казалось, как будто она стоит у него и открывает.
Мы убедились на этом примере, как из ничего была создана информационная бомба, которая показывает, насколько у некоторых региональных СМИ бедна информационная повестка. Всегда есть множество новостей, о которых можно рассказывать, но когда мы видим, что в таком довольно крупном регионе, как Мурманская область, главной новостью дня или даже нескольких суток становится полуфейковая история о том, как общественный деятель опубликовал найденную в интернете фотографию в своем аккаунте в соцсетях, то остается грустно развести руками. Можно сколько угодно рассуждать про позитивную повестку, про то, что СМИ надо формировать позитивную картину мира, но все это разбивается о такие вот региональные издания, которые, на мой взгляд, продемонстрировали вопиющий непрофессионализм.
Речь не идет о замалчивании, но в целом эту историю можно было подать как забавный курьез, взять соответствующий комментарий у Юлии Величко, которая в целом грамотно вышла из ситуации, опубликовав фото своего собственного холодильника с банками варенья, но к ней за вопросами никто не обращался, потому что это разрушило бы ту стройную картину мира, нарисованную авторами материала в своей голове.