Иванов: Нужна единая «упряжь» для регионалов и муниципалов
«Слишком рьяно», по мнению президента России Владимира Путина, страна выполняет свои международные обязательства, решив отделить муниципалитеты от федерального уровня и заложив эти меры в Конституцию. Об этом глава государства говорил на заседании Совета по русскому языку, состоявшегося накануне. Владимир Путин предупредил о проблемах, которые могут возникнуть на стыке ответственности региональной и муниципальной власти, приведя в качестве одного из примеров плачевное состояние первичного уровня здравоохранения, фактически отрезанного, по словам президента, от областного, краевого и федерального.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов убежден в необходимости внесения изменений в основной закон государства, интегрировав местное самоуправление в иерархию органов государственной власти.
Наверное, президент впервые публично озвучил то, о чем я и некоторые мои коллеги говорим уже многие годы: заложенные в Конституции РФ основы местного самоуправления, ориентированные на западный аналог, не соответствуют реальному статусу этого института в России. Тому есть множество причин, обусловленных различиями в истории, географии, культуре, ментальности европейцев и россиян. Не буду сейчас вдаваться в детали, подробно освещал эту проблему в ряде своих работ. Отмечу лишь, что реформа местного самоуправления 2003 года нужна была хотя бы потому, чтобы понять: отрицательный результат – это тоже результат. Убежден, что настало время сделать соответствующие выводы и внести изменения в Конституцию, интегрировав местное самоуправление в иерархию органов государственной власти в качестве низового, наиболее приближенного к людям уровня. Почему на территории муниципалитета должны быть какие-то независимые от государства органы власти, если сама эта территория входит в состав Российской Федерации?
Ведь о чем говорит президент? Все о той же вечной проблеме местного самоуправления – несоответствии ресурсов, которыми обладают органы МСУ, тем полномочиям, которые на них «взвалили» в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, других важнейших областях. Подавляющее большинство муниципалитетов дотационны и вынуждены заключать соглашения о передаче основных своих полномочий на региональный уровень. Если же они осуществляют их самостоятельно, то за счет субсидий из бюджетов вышестоящего уровня, и тогда неизбежны процессуальные и бюрократические издержки, проблемы с финансовой отчетностью, своевременным получением траншей, нецелевым освоением средств и т.д. Этих проблем хватает и внутри структуры органов государственной власти, что уж говорить о фактически предоставленном самому себе местном самоуправлении.
Поэтому Путин прав, когда говорит о том, что решения государственного уровня зачастую «буксуют» на уровне местного самоуправления. Если главы регионов юридически подчиняются президенту, то почему главы муниципалитетов де-юре независимы от глав регионов? Конечно, по факту определенное влияние там есть, но, во-первых, для этого пришлось создать лазейки в законодательстве, в том числе федеральном, а во-вторых, это влияние в разных регионах отличается, и порой весьма существенно, в зависимости от политической ситуации. При этом очевидно, что если региональная и муниципальные управленческие команды не работают в одной «упряжке», то страдают от этого, в первую очередь, обычные люди.