Азербайджан в роли эффективного коммуникатора
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников – о том, что трехсторонние контакты государств набирают все большую актуальность в современном мире и роли Азербайджана в этом процессе.
Такие переговоры и раньше проходили достаточно успешно: если не поднимать историю ХХ века, то и в новейшее время можно вспомнить тройки: Россия-Белоруссия-Казахстан, Россия-Франция-Германия, Россия-Индия-Китай.
Да и без участия российской стороны подобный формат используется достаточно часто: США-Канада-Мексика, США-Япония-Южная Корея, Бразилия-Аргентина-Чили.
Использование трехсторонних переговоров может быть эффективно в нескольких случаях. В истории чаще всего применялись несколько вариантов. Когда одна из сторон переговоров выступала в роли третейского судьи для двух других. Когда идет разделение какого-то общего ресурса, но тут необязательно именно трехсторонний формат, причастных к распределению долей может быть и больше, к примеру, пятисторонние переговоры по Каспию. Когда идет определение и формализация баланса сил, что опять же необязательно сводится к контактам именно трех сторон.
Современные переговоры "Азербайджан-Россия-Иран" и "Азербайджан-Россия-Турция" построены на ином принципе. Это создание новой политической реальности в регионе Передней Азии. Пока что, это скорее политическая конфигурация, но с перспективой создания и более тесного экономического сотрудничества.
Контакты с Севера на Юг, в данном случае, требуют дополнительных мостов, и не только географических. Притом, что основной политической силой и крупнейшей экономикой в этих переговорах выступает Россия, вот здесь, как раз, и важна особая роль Азербайджана.
При выстраивании долгосрочных отношений очень важен элемент внутреннего доверия, основанного на общности истории, культуры, национальных традиций, языка, религии. И именно Азербайджан выступает здесь в уникальной роли эффективного коммуникатора, имея много общего со всеми остальными тремя партнерами. Это и братские отношения со времен Советского Союза и большая азербайджанская диаспора, ведущая активную культурную и экономическую жизнь в современной России, это и исторические связи, и также большое количество этнических азербайджанцев, проживающих в Иране. Это и культурные связи в рамках общности тюркского мира с Турцией.
То есть, когда собираются представители России – Азербайджана – Ирана или России – Азербайджана – Турции, это не только разговор о текущих тактических проблемах, такие контакты имеют гораздо более глубинные основания. А значит, их результат может быть более фундаментальным.
У всех участников переговорного процесса есть много общего - добыча и транспортировка углеводородов, крупные логистические проекты, рынки поставки сельхозпродукции, развитие туризма, военно-техническое сотрудничество. И все это на фоне сложной внешнеполитической ситуации, организованного санкционного и политического давления. Таким образом, создается основа для взаимовыгодных отношений здесь и сейчас. Деловые контакты помогают бизнесу, крепнет обороноспособность, расширяется сфера дипломатических контактов (в том числе и народной дипломатии).
Важно то, что данные переговоры проходят именно в рамках текущей реальности. Ни для кого не секрет, что мир живет в ожидании крупных потрясений нового глобального экономического кризиса. И сейчас выстраивается каркас для противостояния его разрушающему воздействию. Региональные договоренности должны стать стабилизирующим фактором для социально-экономического положения в соседних странах в момент мирового катаклизма.
Кроме этого нынешние переговорные площадки – это возможная основа нового мироустройства, которое будет образовано в посткризисную эпоху.
Игра вдолгую, наверное, это и есть основное содержание структурирования будущего всей Передней Азии, которое происходит сейчас на наших глазах.
Ранее опубликовано на: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3145339.html