Кто и каких перемен хочет
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о том, о чем говорят и что замалчивают социологи, проводившие исследования на тему готовности россиян к переменам.
На днях вся прогрессивная пресса широко обсуждала итоги совместного исследования Московского центра Карнеги и Левада-центра о готовности россиян к переменам. Выводы авторов публикаций, как правило, однотипны – общество наконец созрело к изменениям, ждет перемен.
Вот, например, публикация в одном из респектабельных СМИ начинается следующими словами: «Почти 60% россиян выступают за решительные перемены в стране, а их главным условием большинство опрошенных считают серьезное изменение политической системы. Доля россиян, выступающих за решительные перемены в стране, выросла за последние два года с 42 до 59%».
Однако это не совсем правда. Вернее, как всегда в подобных случаях, часть правды, приправленная замалчиванием неудобных фактов. Действительно, доля россиян, желающих перемен, значительно увеличилась. Но не в 2019-м, а в прошлом, 2018-м году, когда процент ждущих перемен увеличился с 42 до 57%. Думаю, всем понятно, с чем связан этот рост. В его основе – реакция значительной части общества на повышение пенсионного возраста.
В 2019-м опрос проводился в июле, в период так называемого «московского протеста». Однако результаты практически не изменились по сравнению с 2018-м. К тому же среди москвичей процент жаждущих перемен оказался рекордно низким – 18% против 59% среди всех россиян. Это позволяет сделать вывод о том, что высокий процент желающих перемен в 2019-м имеет ту же природу, что и годом ранее и отражает недовольство значительной части россиян повышением пенсионного возраста и рядом имеющих место социальных проблем.
Об этом же свидетельствуют и другие результаты исследования. В качестве первоочередных изменений респонденты отмечают необходимость повысить зарплаты, пенсии и уровень жизни. Приоритетными задачами государственной политики должны стать снижение инфляции и роста цен, повышение качества медицинских услуг, реформа ЖКХ и улучшение жилищных условий. В качестве самой острой проблемы подавляющее большинство, те же самые 59%, называют рост цен. При этом ограничение гражданских прав и свобод считают проблемой только 7% респондентов.
Действительно, более половины участников опроса считают условием перемен серьезные изменения политической системы. Однако возможность реализации необходимых изменений россияне связывают в первую очередь с личностью президента страны, Владимира Путина. При этом три четверти опрошенных считают, что государство должно активно вмешиваться в экономику и регулировать цены. Образцом для подражания при проведении реформ должен быть собственный опыт (29%), либо опыт Китая (18%) и Белоруссии (12%).
Таким образом, в обществе действительно сформировалось в 2018-м и сохранилось в 2019-м ожидание перемен. Реформы, которые ждут россияне, носят не либеральный, а социальный характер, а носителями этих настроений являются, прежде всего, респонденты с низким потребительским статусом и предпенсионеры, представляющие не Москву и не крупные мегаполисы, а средние и небольшие города и сельские поселения. Люди, ожидающие перемен, при этом, надеются на государство и ожидают, что инициатором социальных преобразований станет сама власть.