Россия будущего: с идеологией или без?
Россия на протяжении 32 лет находилась в состоянии идеологического вакуума, а в ее Конституции де факто запрещается официальная идеология. Специальная военная операция России на Украине изменила эту ситуацию. Без идеологии у российского населения нет образа будущего и ориентира своего движения вперед.
Каковы же черты той идеологии, которую должна обрести нынешняя Россия?
Первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, доктор политических наук Павел Селезнев, профессор, директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета Евгений Балацкий и ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Финансового университета Наталия Екимова – в поисках ответа на этот вопрос.
Идеологический вакуум должен быть заполнен!
Начавшаяся специальная военная операция (СВО) России на Украине является поворотным событием в российской истории. Столкновение страны за свой политический, экономический и культурный суверенитет с объединенным Западом является симптомом начавшихся глобальных геополитических изменений и колоссальным испытанием для русского народа. Какой может и должна быть та новая идеология, которая должны быть принята Россией?
Наш ответ прост – идеология Русского Мира.
Но что это такое?
Основные положения идеологии Русского Мира
В настоящее время поиски новой идеологии для России показывают, что никакой разумной и внятной альтернативы Русскому Миру не существует. Идеология Русского Мира сводится к следующим основным положениям.
1. Понятие Русского Мира. Прежде чем определить феномен Русского Мира, зададимся вопросом: а зачем Россия такая большая? Зачем России столько земли? Зачем она включала в свой состав разные прилежащие земли и народы? Неужели ей не хватало своей и без того большой территории?
Ответ на эти вопросы состоит в том, что процесс формирования российского государства обусловлен не неумеренными геополитическими аппетитами его правителей, не оголтелой экспансией сложившейся русской культуры вовне и не экономической жадностью ее народов, а фактом неотчуждаемости всех ее частей для выживания государства как некоей целостности. В связи с этим можно дать следующее определение: Русский Мир – это способ (организационная модель) существования (и выживания!) всех территорий и народов России на основе государствообразующего народа – русского, русской истории и культуры. Все народы страны и ее территориальные образования являются неотъемлемыми элементами Русского Мира. Отчуждение какого-либо народа и территории страны от Русского Мира ведет к ослаблению Русского Мира как исходной целостности, так и отчужденного народа как его органической части с их возможной последующей гибелью.
Русский Мир немыслим без татарского, башкирского, тувинского и других народов, равно как и данные народы немыслимы вне Русского Мира. Высшая задача верховной власти страны состоит в сохранении и приумножении Русского Мира. Приумножение в данном случае не имеет ничего общего с завоеванием или угнетением. Все народы и религиозные конфессии Русского Мира являются равноправными. Организационная модель Русского Мира со временем может меняться при условии сохранения главного требования – его исходной целостности и жизнеспособности.
Необходимое условие принадлежности человека к Русскому Миру состоит в его владении русским языком как родным, а достаточное условие – в его ощущении сопричастности к русской истории и культуре. Тем самым принадлежность к Русскому Миру является результатом самоидентификации человека своего места в мировой геополитической системе.
Русский Мир не есть мир только людей русской национальности. Он таковым никогда не был и не может быть впредь. Сегодня невозможно представить Россию без представителя негроидной расы Абрама Петровича Ганнибала, прадеда А.С. Пушкина; нельзя этого сделать и без датчанина по происхождению путешественника Витуса Ионассена Беринга, сподвижника Петра I женевского происхождения и кальвинистского вероисповедания Франца Яковлевича Лефорта, поэта Гавриила Романовича Державина из татарских родов и т.п. Однако, несмотря на разные национальные корни и вероисповедания, все эти люди были ярчайшими представителями Русского Мира, без которого они сами не мыслили своей жизни. Эта традиция должна быть сохранена.
Огромная территория России и тем более Русского Мира, равно как их многонациональный и многоконфессиональный состав, не являются следствием стихийной экспансии или геополитической жадности верховной власти страны; это вынужденное объединение, которое обеспечивает взаимодополняемость народов и регионов, порождает мощный синергетический эффект и тем самым обеспечивает выживание населения в сложных природных и геополитических условиях.
2. Лозунг Русского Мира. В настоящее время девиз Великой французской революции «Свобода, равенство, братство» потерял свою остроту и утратил былое значение. История последнего столетия показала, что для России свобода чревата банальным развалом страны, равенство заканчивается коммунистическими перекосами и кровопролитием, а братство выглядит слишком напыщенным и недостижимым пожеланием. Антитезой французского лозунга в России 1830-х годов стала триада С.С. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность», выступая идеологическим обоснованием политики Николая I, а позже служа знаменем для консолидации политических сил страны на основе исторической самобытности России. Однако сегодня этот девиз устарел и не подходит для воссоздания Русского Мира на новой основе и в новых условиях. Вместе с тем без идеологического девиза Россия уже не может двигаться дальше. Для решения этой задачи следует несколько трансформировать и обобщить триаду Уварова. Самодержавие с его монархической формой правления уже не может быть драйвером развития общества, в связи с чем вместо него целесообразно ввести иное требование – Порядка. Русский Мир – это определенный порядок, который должен поддерживаться и совершенствоваться; нарушение порядка проявляется в разрыве связей между элементами Русского Мира и возникновением факта ущемления прав одних социальных групп в пользу других. Порядок первичен, ибо без него все остальное не имеет смысла. Народность сегодня смотрится узко, ибо в СССР данное требование привело к деформации всей управленческой модели страны, в связи с чем его можно заменить на Единство, которое подразумевает единство всех народов и конфессий, властной элиты и масс; разобщенность по указанным направлениям гарантированно ведет к краху российской государственности. Третья составляющая триады Уварова – Православие – уже не может объединить всю страну, в которой насчитывается огромное число атеистов, мусульман, буддистов, католиков и т.п., в связи с чем ее можно заменить на Духовность. Последняя указывает, куда должны быть устремлены все интенции, порывы и мечты представителей Русского Мира, показывает примат идеалов (духовного начала) над меркантильностью (материальных потребностей). Стремление к духовности во всех своих проявлениях лежит в основе уникальной русской креативности и творческого потенциала. Все религии следует воспринимать не как разделяющие воззрения на мир, а как на разные пути стремления людей Русского Мира к единой цели – к духовности, к высшим проявлениям Человеческого Духа, являющегося частью Духа Божественного.
В итоге девизом обновленного Русского Мира должен стать лозунг: «Порядок. Единство. Духовность».
3. Экономические и социальные основы Русского Мира. Русский Мир базируется на социальном государстве с его обязательствами относительно малоимущих слоев населения; экономической основой Русского Мира является смешанная экономика, т.е. рыночная экономика с государственным участием. Принцип такой экономики следующий: все виды деятельности, которые могут быть осуществлены частными предпринимателями, должны ими выполняться на принципах рыночной экономики; наукоемкие производства, имеющие стратегическое значение для страны и по тем или иным причинам не привлекательные для частного бизнеса, должны быть организованы в форме государственных предприятий. Тем самым экономика Русского Мира – это двухконтурная экономика, первый (стратегический) контур которой находится под контролем государства, а второй – в руках частного бизнеса. Для упорядочения деятельности стратегического сектора экономики используется инструмент экономического планирования.
Для вовлечения населения в производственную сферу и гармонизации интересов общества и государства реализуется модель народного капитализма, основанная на долевом участии граждан страны в деятельности государственных предприятий; инвестирование доходов граждан в государственные предприятия с целью получения впоследствии дохода с акций российской властью должно всемерно поощряться и гарантироваться.
Экономическая модель Русского Мира представляет собой преломление его основного девиза в сфере экономики. Например, первый элемент триады «Порядок. Единство. Духовность» трансформируется в принцип надежности. В настоящее время традиционное представление об экономической эффективности как соотношении результатов и затрат расширяется на понятие экономической надежности (устойчивости и ритмичности) – способности социальной системы поддерживать экономическую активность вопреки негативным внешним воздействиям. Второй элемент триады Русского Мира – Единство – трансформируется в требование максимального задействования эффекта масштаба, который является одним из важнейших преимуществ российского государства за счет его огромной территории и достаточно большого населения. Наконец, третий элемент триады Русского Мира – Духовность – применительно к экономике означает акцент на творческих способностях людей, их инженерной и предпринимательской креативности. Таким образом, экономический девиз Русского Мира выглядит как триада «Надежность. Масштабирование. Креативность». Данная триада полностью созвучна трем условиям эффективности национальной инновационной системы, обозначенным В.В. Вольчиком.
4. Ценности Русского Мира. Главной ценностью для граждан Русского Мира является сам Русский Мир как способ совместного выживания на планете. Все остальные проблемы – геополитические, экологические, экономические, этические, военные и т.п. – являются производными от задачи сохранения Русского Мира. Образ будущего для россиян неразрывно связан с образом Русского Мира, его укрепления и улучшения. Русский Мир – открыт для вступления в него всех, разделяющих его принципы существования; он включает в себя и русские диаспоры за рубежом, которые сохраняют традиции Русского Мира. Последнее не предполагает наличия планов экспансии. Расширение Русского мира за пределы РФ будет носить именно культурный характер, не только объединяя диаспору и метрополию, но и позволяя миру глубже ознакомиться с их культурой. В этом нет ничего инновационного. Россия в данном плане лишь идет по пути, уже проложенному Китаем, Индией, Японией и иными великими державами.
5. Философские основания Русского Мира. Философия Русского Мира зиждется на законе синархии, сформулированном и раскрытом великим русским философом Владимиром Шмаковым. В упрощенной форме этот закон сводится к формуле: синархия = иерархия + гармония. В более подробной интерпретации он означает существование ноуменального (идеального) мира, задающего законы и правила вселенского бытия, и феноменального (материального) мира, в котором эти законы раскрываются и реализуются; оба мира представляют собой упорядоченные иерархии, органически сопрягающиеся между собой. Сильное и длительное несоответствие материальной организации общества ее исходному идеальному образу чревато гибелью системы. Применительно к обществу закон синархии требует тождества центров разума и власти. Этот принцип можно считать основой Русского Мира, общественного договора между обществом и властью. Нарушение этого принципа ведет к разрушению Русского Мира, ставя под удар всех его представителей. В связи с этим, независимо ни от каких формальных (юридических) норм, игнорирование российской верховной властью закона синархии делает ее нелегитимной и требует ее замены. Ответственность власти перед обществом является главным ее свойством и качеством, игнорирование которого недопустимо.
Каждый представитель общества и власти территории Русского Мира должен учитывать закон синархии в своей жизни и деятельности.
6. Международный статус Русского Мира. В русском языке существуют тонкие различия между двумя словами – «русский» и «российский». Однако иностранные языки этого различия не предусматривают. Например, на английском языке вместо двух указанных слов используется только одно – Russian. Поэтому за пределами России принадлежность человека к России фактически относит его к Русскому Миру без уточнения его конкретной национальности. В связи с этим общность Русского Мира за пределами страны уже де факто существует и отражает его нынешнее сущностное (идеологическое) содержание.
В поисках альтернативы
Опыт показывает, что идеология Русского Мира в первый момент многих людей почему-то пугает. Однако в результате обсуждения этой идеологии практически все россияне, независимо от национальности, вероисповедания и политических взглядов, сходятся, что внятной альтернативы идее Русского Мира предложить нельзя. Просто невозможно. То есть совсем нечего.
Либерализм в современной России принял столь причудливые формы, что в принципе утратил свои сущностные черты. Достаточно вспомнить о призывах лидеров мнений среди либеральной общественности к отказу от всеобщего избирательного права. Только на том основании, что большинство их сограждан голосуют «неправильно», т.е. вопреки мнению либералов. Российский либерализм в настоящее время представляет собой результат синтеза старых страхов отечественной интеллигенции («Не в парламент пошел бы освобожденный русский народ, а в кабак побежал бы он, пить вино, бить стекла и вешать дворян») и социал-дарвинизма в вариации, прописанной Айн Рэнд. Он фактически является элитистским учением, которое в принципе не может овладеть умами широких масс. Хотя бы потому, что его архитекторы выстраивают здание своей концепции на фундаменте демонизации собственного народа. При этом идейные лидеры либералов используют в качестве парадигмы своих проектов развития экономические и социальные модели, жизнеспособность которых ставят под сомнение как опыт России 1990-х гг., так и история кризисов в государствах Запада на протяжении, как минимум, последних 14 лет.
Классический консерватизм обладает множеством достоинств, но он не позволяет оперативно мобилизировать ресурсы страны в рамках ответа на новые внешние вызовы. Конфликт с Западом приобретает характер, при котором поражение может быть равносильно уничтожению России. На этот вызов необходимо ответить быстро и адекватно. Но классический консерватизм в рафинированном виде в принципе неспособен выступить в качестве «идеологии прорыва» (его главная ценность - стабильность), и потому нуждается в масштабной ревизии.
Современный национализм выстраивается на принципе приоритета «своего» этноса над всеми прочими. И потому он пригоден для использования лишь в государствах с почти полностью моноэтническим населением. Поскольку в противном случае он одновременно провоцирует распад единой гражданской идентичности, рост великодержавного шовинизма и всплеск трайбализма, которые в российских условиях достаточно легко могут конвертироваться в возникновение очагов вооруженного сепаратизма, религиозного терроризма и т.д. На практике это может означать в перспективе парализацию и распад всей народнохозяйственной системы, а следовательно – и некогда единой страны.
Реализация марксистских программ концептуально предполагает наличие в обществе обладающих самосознанием классов. Которые, в свою очередь, могут возникнуть лишь при наличии определенного уровня технологий и отношений производства. Т.е. до завершения процесса реиндустриализации российской экономики любые попытки реанимации марксизма будут неизбежно заканчиваться провалом из-за недостаточно высокого уровня развития экономического базиса.
Анархизм в любых вариациях представляет собой утопию, идеальную модель, которая не способна выдержать испытаний в любых условиях, за исключением откровенно «тепличных».
Таким образом, прочие идеологии, помимо концепции Русского Мира, принципиально невостребованы и неактуальны для российского общества.